№ 2 (2023)
Статьи
ГИМНОГРАФИЧЕСКИЕ СОЧИНЕНИЯ ДИМИТРИЯ РОСТОВСКОГО (ВОПРОСЫ АТРИБУЦИИ)
Аннотация
В статье рассмотрены гимнографические сочинения святителя Димитрия Ростовского: «Служба святым девяти мученикам кизическим», службы Гурию Казанскому, тропарь, кондак и молитва Корнилию Молчальнику, «На погребение Христово плач»; уточняется атрибуция этих сочинений, время их создания, характеризуются жанровые особенности.
Русская литература. 2023;(2):5-16






Н. К. ГУДЗИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ НАУК: К ИСТОРИИ СОТРУДНИЧЕСТВА. ЧАСТЬ 1: 7 МАЯ 1923 ГОДА — 28 МАЯ 1924 ГОДА
Аннотация
Публикация, основанная на материалах архивного фонда Государственной академии художественных наук (РГАЛИ) и личного архива Н. К. Гудзия (РГБ), восстанавливает историю работы историка литературы, текстолога, педагога в легендарном научном учреждении с богатой и трагической историей и вводит в научный оборот тексты докладов ученого и отзывов его коллег в прениях. Документы отражают различные формы сотрудничества Гудзия в ГАХН и проблемнотематическое разнообразие его выступлений и исследований, подготовленных в рамках работы в ГАХН (1922–1929).
Русская литература. 2023;(2):29-50



ПАДЕНИЕ ИЕРУСАЛИМА И ПОВЕСТЬ О ВЗЯТИИ КИЕВА В 1240 ГОДУ: ЛИТЕРАТУРА И ИСТОРИЯ
Аннотация
Рассказ Галицко-Волынской летописи о взятии Киева Батыем в 1240 году столетиями привлекал историков детальностью описаний, прочно заняв нишу основного источника для реконструкции этого события. Параллельно было установлено, что многие подробности рассказа основаны на заимствованиях из переводной литературы. Целью статьи является показать, что замеченные особенности работы древнерусского летописца были продиктованы значимостью Киева для современников как сакрального центра «земли Русской», а литературные параллели рассказа не лишают его свойств исторического источника.
Русская литература. 2023;(2):51-62



«КРАСУЙСЯ, ПЕТРОЗАВОДСК, В СЛАВЕ СЕЙ!»: СТИХОТВОРЕНИЯ Т. В. БАЛАНДИНА В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ XVIII ВЕКА
Аннотация
На материале стихотворений петрозаводского краеведа Т. В. Баландина (ок. 1748-1830), посвященных Г. Р. Державину, рассматривается проблема усвоения провинциальным поэтом-любителем классических литературных образцов. Устанавливается круг возможных источников поэзии Баландина. Высказывается предположение, что тематической и метрической основой его стихотворений стали силлабо-тонические оды М. В. Ломоносова и сочинения поэтов XVII века, использовавших досиллабический принцип стихосложения.
Русская литература. 2023;(2):62-73



ЗАМЕТКИ А. С. ПУШКИНА ДЛЯ ПЕРВЫХ НОМЕРОВ «ЛИТЕРАТУРНОЙ ГАЗЕТЫ» (К ПРОБЛЕМЕ ДАТИРОВКИ)
Аннотация
Автографы многих критических заметок Пушкина, опубликованных в «Литературной газете», не сохранились, а те, которые нам известны, в основном находятся в так называемой Первой арзрумской тетради. Ряд верных наблюдений о том, когда были написаны пушкинские статьи для «Литературной газеты», принадлежит Я. Л. Левкович, подготовившей историю заполнения этой тетради. Однако более пристальное внимание к содержанию заметок и выходу в свет номеров газеты, где они были опубликованы, позволяет сделать некоторые уточнения к их датировкам.
Русская литература. 2023;(2):73-79



«ВЕЧНАЯ ТЬМА» СЕБАСТЬЯНА БАХА: РАСПЛАТА ИЛИ РАСПРАВА? (К ИСТОКАМ ИДЕЙНОГО ЗАМЫСЛА НОВЕЛЛЫ В. Ф. ОДОЕВСКОГО «СЕБАСТИЯН БАХ»)
Аннотация
В статье подвергается переосмыслению основная идея новеллы В. Ф. Одоевского «Себастиян Бах», завершающей цикл «Дом сумасшедших» — проект, над которым писатель работал на протяжении 1830-х годов. Позднее рассказы этого цикла были включены в роман «Русские ночи». Как составные части нового проекта они были отредактированы автором в соответствии с текущими задачами. На эту, более позднюю редакцию, как правило, и опираются исследователи, анализируя новеллы о «гениальных безумцах». Цель данной статьи — вернуться к первоначальному замыслу автора и попытаться дать новое прочтение образа Себастьяна Баха на основе ранней (1835 года) редакции текста.
Русская литература. 2023;(2):79-89



АЛЬМАНАХ В ЭПОХУ ЖУРНАЛОВ: «ДАГЕРОТИП» (1842) Н. В. КУКОЛЬНИКА
Аннотация
Статья посвящена малоизученному альманаху Нестора Кукольника «Дагеротип» (1842). Анализ содержания альманаха, особенностей его издания, а также дневниковых записей Кукольника, ранее не вводившихся в научный оборот, позволяет реконструировать издательскую стратегию литератора; на основе критических отзывов на «Дагеротип» делаются выводы о месте альманаха в структуре литературного поля 1840-х годов.
Русская литература. 2023;(2):89-99



РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА, РОССИЯ И РУССКИЕ В СТАТЬЯХ И. ДЕЛАВО ДЛЯ ЖУРНАЛА «REVUE DES DEUX MONDES»
Аннотация
В статье определен вклад французского писателя и литературного критика влиятельного парижского журнала «Revue des Deux Mondes» Ипполита Делаво (1808-1862) в популяризацию русской литературы во Франции, а также в конструирование образа России и русских во французском культурном сознании XIX века.
Русская литература. 2023;(2):99-112



ОБ ИСТОЧНИКАХ ОБРАЗА ВОЛКА-НИГИЛИСТА В РОМАНЕ И. А. ГОНЧАРОВА «ОБРЫВ»
Аннотация
В статье рассматриваются основные источники формирования аллегорического образа волка-нигилиста Марка Волохова в романе И. А. Гончарова «Обрыв». Обращение к переписке Л. Н. Майкова и его университетских товарищей позволяет предположить, что, кроме мифопоэтических, литературно-философских и типологических оснований для сопоставления Марка с хищником, есть определенные биографические предпосылки.
Русская литература. 2023;(2):112-117



ОБРАЗ ДЬЯКОНА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА В ОЦЕНКЕ ЦЕРКОВНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
Аннотация
В статье рассматриваются произведения писателей XIX–XX веков, отразившие разные типы дьяконов, которым в церковной критике была дана как положительная, так и отрицательная оценка. Образы дьяконов не отражали сложную реальность церковного служения, тем не менее литература в целом знакомила с ним широкий круг читателей. Церковные критики анализировали произведения с религиозно-нравственной стороны, что не всегда в полной мере учитывается в современном литературоведении.
Русская литература. 2023;(2):118-129



НЕИЗВЕСТНЫЙ ПЕРЕВОД И. С. ТУРГЕНЕВА: «ДЕЛО СОМОВА» В РУССКОЙ И ИНОСТРАННОЙ ПЕРИОДИКЕ 1879 ГОДА
Аннотация
В 1923 году А. И. Белецкий впервые опубликовал два письма И. С. Тургенева к Е. Я. Колбасину от 5 (17) и 9 (21) августа 1879 года. Из них стало известно, что Тургенев получил от Колбасина некую «корреспонденцию». Ее содержание столь взволновало писателя, что он не только в самые короткие сроки перевел ее на французский язык, но и ходатайствовал о ее немедленном помещении в одной из ведущих парижских газет. О какой же «корреспонденции» шла речь? Достоверного ответа на этот вопрос так и не было найдено. В настоящей статье предпринимается попытка отыскать ее следы во французской и русской печати 1879 года.
Русская литература. 2023;(2):129-156



А. А. ИЗМАЙЛОВ И И. И. ЯСИНСКИЙ: ЭПИСТОЛЯРНЫЙ ДИАЛОГ
Аннотация
В статье рассматриваются основные темы, имена и события, затронутые в многолетнем эпистолярном диалоге Александра Алексеевича Измайлова (1873-1921) и Иеронима Иеронимовича Ясинского (1850-1931), чьи имена чрезвычайно значимы для истории русской литературы и журналистики конца XIX — первой четверти XX века. Переписка этих литераторов не только выявляет нюансы их взаимоотношений и проясняет те или иные моменты в биографии каждого из них, но и охватывает литературное поле в целом, поскольку Измайлов и Ясинский определяли политику крупных популярных изданий и принимали участие в формировании литературных репутаций писателей самых разных направлений эпохи 1890-1910-х годов.
Русская литература. 2023;(2):157-168



К РАЗРЕШЕНИЮ ОДНОГО ТЕКСТОЛОГИЧЕСКОГО КАЗУСА (НЕИЗВЕСТНОЕ ПИСЬМО А. А. БЛОКА К Д. Н. ФРИДБЕРГУ)
Аннотация
В статье прослеживается текстологическая история стихотворного наброска А. А. Блока «Веселимся, кружимся...», который ранее был ошибочно отнесен к завершенным текстам. Окончательным аргументом в разрешении данной коллизии является обнаруженное в фонде В. Н. Орлова в РГАЛИ неизвестное письмо А. А. Блока к Д. Н. Фридбергу, впервые вводимое в научный оборот. Раскрываются обстоятельства сотрудничества поэтов-символистов в образовательнопросветительском проекте В. А. Тернавцева — выпуске учебников для начальных классов народных школ. Анализ микроконтекста — примыкающих к наброску записей и маргиналий — позволяет сделать вывод о влиянии фольклорных стилизаций В. Брюсова на первые блоковские опыты в форме «детской», или «наивной» поэзии.
Русская литература. 2023;(2):168-173



«КРАСНЫЙ СМЕХ» «ЦАРЯ ГОЛОДА»: МИГРАЦИЯ И ТРАНСФОРМАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ В ТВОРЧЕСТВЕ Л. Н. АНДРЕЕВА 1900-Х ГОДОВ
Аннотация
В статье рассматриваются пути миграции и особенности трансформации художественных образов в творчестве Л. Н. Андреева. Исследование показывает, как образы, созданные при работе над повестью «Красный смех» и пьесой «К звездам», реализуются в пьесе «Царь Голод». При анализе используются ранние редакции и окончательные варианты текстов.
Русская литература. 2023;(2):174-180



ВОКРУГ КНИГИ «ПОСОЛОНЬ»: СКАЗКА «НОЧЬ ТЕМНАЯ» В КОНТЕКСТЕ ПЕТЕРБУРГСКИХ ВСТРЕЧ А. М. РЕМИЗОВА И М. В. САБАШНИКОВОЙ
Аннотация
В русле проблематики мифотворчества русского символизма в статье исследуется случай переноса образов и мотивов новеллы «Ночь темная» из книги А. М. Ремизова «Посолонь» (1907) на реалии литературного быта такого известного локуса символистской культуры, как «Башня» Вяч. Иванова. На основании редких автографов Ремизова, в подтексте которых лежит эпизод, связанный с М. В. Сабашниковой, автор статьи предлагает дешифровку их латентных смыслов и новую версию прочтения ремизовской сказки как произведения, воспроизводящего народное мифомышление. Целостный сюжет из истории эпохи символизма восполняет лакуны в биографиях двух героев и отражает значимые явления литературы и культуры начала XX века.
Русская литература. 2023;(2):180-190



ПИСЬМА В. П. СВЕНЦИЦКОГО К Д. С. МЕРЕЖКОВСКОМУ И З. Н. ГИППИУС
Аннотация
Публикация знакомит с эпистолярными документами из архива Мережковских, хранящегося в Центре русской культуры Амхерста (США). В нее вошли три письма В. П. Свенцицкого, одного из создателей и идеологов «Христианского братства борьбы» (1905-1908), к Д. С. Мережковскому и одно к З. Н. Гиппиус. Письма относятся к 1907 году, являясь фрагментом не сохранившейся двухсторонней переписки. Они позволяют по-новому осветить историю личных взаимоотношений корреспондентов, занимавших радикальные, но не схожие позиции в религиозно-общественном движении 1905-1908 годов.
Русская литература. 2023;(2):191-205



ИЗ ИСТОРИИ ЛИТЕРАТУРНОЙ БОРЬБЫ 1907-1908 ГОДОВ: ЖУРНАЛ «РУССКИЙ АРТИСТ»
Аннотация
В 1907-1908 годах на фоне противостояния ведущих символистских журналов и споров московских и петербургских литераторов по поводу «мистического анархизма» авторы журнала «Весы» (Ю. Балтрушайтис, Андрей Белый, В. Гофман, А. Курсинский, М. Ликиардопуло, Эллис) искали альтернативные пути изданий, обращаясь в том числе в смежные художественные области. Статья посвящена истории сотрудничества писателей-символистов в журнале «Русский артист» (ред.-изд. П. Н. Мамонтов).
Русская литература. 2023;(2):205-214



Э. РОСТАН И РОМАНТИЧЕСКОЕ В ТВОРЧЕСТВЕ М. И. ЦВЕТАЕВОЙ
Аннотация
В статье исследуется «ростановский слой» в художественных и эго-документальных произведениях М. И. Цветаевой. Творчество Ростана стало одним из главных источников, питавших представление Цветаевой о романтизме, который она воспринимала не как литературное явление, а как грань собственной души. Анализ мотивов, образов, сюжетных поворотов, характерных для Ростана, в творчестве Цветаевой показывает, что речь идет о всеобъемлющем влиянии, сказывавшемся на всем протяжении ее жизни и не ограниченном чисто «литературной» сферой.
Русская литература. 2023;(2):214-233



РАССКАЗЫ И. Э. БАБЕЛЯ «МОЙ ПЕРВЫЙ ГОНОРАР» И «СПРАВКА»: К ИСТОРИИ ТЕКСТА
Аннотация
В статье говорится о не опубликованных при жизни автора рассказах И. Э. Бабеля «Мой первый гонорар» и «Справка» как о двух равнозначных текстах, созданных на один сюжет. Выясняется, что «Справка» была написана позднее «Моего первого гонорара». Об этом, в частности, свидетельствуют авторские даты под текстами. Вводится в научный оборот напечатанный в Приложении самый ранний источник «Справки» — машинопись под названием «Мой первый гонорар».
Русская литература. 2023;(2):233-239



«ДОРОГОЙ НИКАНДР АНДРЕЕВИЧ...»: К БИОГРАФИИ Н. А. ТЮВЕЛЕВА
Аннотация
В настоящей публикации впервые раскрываются обстоятельства биографии поэта Н. А. Тювелева, который, по сути, являлся единственным учеником Д. Хармса. До настоящего времени о Тювелеве практически ничего не было известно. В статье приводятся материалы из архивного студенческого дела Тювелева, а также информация о его боевом пути во время войны.
Русская литература. 2023;(2):239-250



КИТАЙСКАЯ СУДЬБА ТВОРЧЕСТВА Б. Л. ПАСТЕРНАКА (РЕЦЕПЦИЯ И ПЕРЕВОДЫ)
Аннотация
Статья посвящена особенностям перевода и восприятия творчества Б. Пастернака в Китае. Перевод произведений Б. Пастернака может быть разделен на три этапа: ограниченное распространение переводов до 80-х годов прошлого века, когда Б. Пастернак открыл узкому кругу китайской молодежи возможность познакомиться с внешним миром; открытый перевод и издание произведений в последние 20 лет XX века, когда Б. Пастернака читали во всей стране, особенно его роман «Доктор Живаго»; Б. Пастернак как современный классик в новом веке, когда его стихотворения переводятся и переосмысляются современными китайскими поэтами. Творчество Б. Пастернака рассматривается также в контексте саморазвития китайских писателей и поэтов.
Русская литература. 2023;(2):250-258



ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ХОДИТЬ ПО ЧУЖИМ СЛЕДАМ? (О ЛИТЕРАТУРНОМ КОНТЕКСТЕ «НЕОБЫКНОВЕННОЙ ИСТОРИИ» И. А. ГОНЧАРОВА)
Аннотация
Для осмысления вопросов, связанных с литературной собственностью и неправомерными заимствованиями, И. А. Гончаров в «Необыкновенной истории» пользуется рядом понятий: подражание, параллель, заимствование, воровство. Однако ключевой стала восходящая к Горацию метафора идти по чужим следам, которая позволила писателю разграничить понятия плагиата и подделки (contrefaçon), а также сформулировать свои представления о границах авторского права.
Русская литература. 2023;(2):259-262


























