О генерации звука поездами метро при торможении и метод его подавления

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Аннотация

Проанализированы причины акустического шума, возникающего при торможении электротранспорта, в частности, метро. Измерен спектр такого шума и показано, что высокочастотные дискретные тоны возбуждаются тормозными резисторами, применяемыми для электродинамического торможения электротранспорта. Рассмотрены три возможных механизма электромеханического взаимодействия в фехралевой пластине, являющейся элементом тормозного резистора: сила Ампера, линейная и нелинейная магнитострикция. Показано, что преобладание нечетных гармоник свидетельствует о наличии у фехралевого сплава значительного пьезомагнитного эффекта и обратного к нему эффекта линейной магнитострикции. На основе феноменологического подхода рассчитаны элементы пьезомагнитного тензора фехраля. Проведенные методом конечных элементов расчеты показали, что введение в пластину несимметричных разрезов может привести к значительному снижению интенсивности возбуждаемых тормозным резистором акустических колебаний.

Об авторах

С. Г. Сучков

Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

Email: suchkov.s.g@mail.ru
Россия, 410012, Саратов, ул. Астраханская 83

В. Я. Явчуновский

НПФ Этна Плюс

Email: suchkov.s.g@mail.ru
Россия, 410040, Саратов, ул. Вишневая 11

А. И. Тимофеев

НПФ Этна Плюс

Email: suchkov.s.g@mail.ru
Россия, 410040, Саратов, ул. Вишневая 11

В. А. Николаевцев

Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

Email: nikolaevcev@ya.ru
Россия, 410012, Саратов, ул. Астраханская 83

Д. С. Сучков

Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

Email: suchkov.s.g@mail.ru
Россия, 410012, Саратов, ул. Астраханская 83

В. В. Третинников

НПФ Этна Плюс

Автор, ответственный за переписку.
Email: suchkov.s.g@mail.ru
Россия, 410040, Саратов, ул. Вишневая 11

Список литературы

  1. Комплект электрооборудования асинхронного тягового привода вагонов метрополитена КАТП-4: Руководство по эксплуатации 7651.39.00.001 РЭ, 2018. 274 с.
  2. Каталог фирмы Avek Global (URL: https://avglob.org/spiral-fehral-h23yu5t.html. Дата обращения 18.03.2023 г.)
  3. Тимофеев А.И., Машков И.В., Корнев И.А., Соколов М.А., Бессонова Н.С. Силовой резистор // Патент России № 2685224C1. 2019. Бюл. № 11.
  4. Гоноровский И.С. Радиотехнические цепи и сигналы. М.: Радио и связь, 1986. 512 с.
  5. Fletcher H., Munson W.A. Loudness, its definition, measurement and calculation // J. Acoust. Soc. Am. 1933. V. 5. № 5. P. 82–108. https://doi.org/10.1002/j.1538-7305.1933.tb00403.x
  6. Ландау Л.Д., Лифшиц Е.М. Теоретическая физика: Электродинамика сплошных сред. М.: Наука, 1982. 621 с.
  7. Davino D., Giustiniani A., Visone C., Adly A. Experimental analysis of vibrations damping due to magnetostrictive based energy harvesting // J. Appl. Phys. 2011. V. 109. № 7. 07E509. https://doi.org/10.1063/1.3545798
  8. Colussia M., Bertoa F., Morib K., Naritac F. Strain Energy Density Based Assessment of Cracked Terfenol-D Specimens Under Magnetic Field and Different Loading Rates // Procedia Structural Integrity. 2016. V. 2. P. 1837–1844. https://doi.org/10.1016/j.prostr.2016.06.231
  9. Balke H., Suchaneck G. Commentary: On the linear coupling of mechanical and magnetic fields in magnetoelectrical composites // AIP Advances. 2017. V. 7. 060901. https://doi.org/10.1063/1.4986212
  10. Dapino M.J. Magnetostrictive Materials: Their Use in Smart Structure Applications. Chapter in book: Encyclopedia of Smart Materials, 2002. 39 p. https://doi.org/10.1002/0471216275.esm051

Дополнительные файлы


© С.Г. Сучков, В.Я. Явчуновский, А.И. Тимофеев, В.А. Николаевцев, Д.С. Сучков, В.В. Третинников, 2023