Reliability development methods for professional skills and abilities to use riot control weapons by military police officers
- Autores: Kovalenko A.M.1, Bobrovik A.P.2, Lulakov F.B.3, Sidorov A.Y.4
-
Afiliações:
- Kirov Military Medical Academy
- Saint Petersburg University of the Ministry of the Interior of the Russian Federation
- Military Academy of Logistics
- St. Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia. Hero of the Russian Federation General of the Army E.N. Zinicheva
- Edição: Volume 1, Nº 2 (2025)
- Páginas: 141-146
- Seção: Военная педагогика и профессиональное образование
- ##submission.dateSubmitted##: 09.06.2025
- ##submission.dateAccepted##: 16.06.2025
- ##submission.datePublished##: 30.06.2025
- URL: https://manmiljournal.ru/hmj/article/view/683473
- DOI: https://doi.org/10.17816/hmj683473
- EDN: https://elibrary.ru/VBFISO
- ID: 683473
Citar
Texto integral
Resumo
The paper examines the factors influencing the ability of each military police officer to perform error-free professional job tasks with a high degree of automation. The analysis of relevant literature conducted by the authors and personal general teaching experience allowed to determine reliability development methods for professional skills and abilities to use riot control weapons by military police officers during confrontation and contributed to the development of practical guidelines. The study is aimed to identify key professional skills of military police officers and an effective strategy to develop a set of coordinated movements based on primary skills developed on the basis of common skills allowing to perform the act. The complex motor skill development method is a scientifically based system that integrates three key components, i.e. systemic analysis of professional activity, a step-by-step integration of skill components, and improvement of the development process. The study emphasizes the importance of combining such techniques and acts into one set of coordinated movements or a series of sequential acts leading to the development of a complex skill characterized by clear and precise acts and performed by a military police officer with little conscious brain control. Further development of this research area will significantly increase the professional readiness of military police personnel to perform special missions in any conditions.
Texto integral
Совершенно ясно, что в настоящее время при огромном объеме информации всю ее передать в ходе профессиональной подготовки военнослужащим военной полиции невозможно, следовательно, нужно определить оптимальный объем знаний и навыков, необходимых для их физического совершенствования. В связи с этим авторы провели научный эксперимент, который отличается от обычного сравнительного наблюдения и анализа достижений в области подготовки военнослужащих военной полиции к применению спецсредств активным воздействием исследователей на объект изучения. Учитывая, что данный эксперимент — это тщательно продуманная часть научного исследования, он направлен не только на открытие новых знаний, проверку заранее разработанных авторами научных предположений при подготовке военнослужащих военной полиции к выполнению ими своих непосредственных обязанностей по службе, но и вносит существенный вклад в военную педагогику, теорию профессионального обучения и методику специальной подготовки. Общеизвестно, что объективность результатов исследования во многом зависит от особенностей и качества проведения научного эксперимента. Анализ литературы по данной тематике показал, что, как правило, научные эксперименты для повышения надежности профессионально значимых навыков и умений в применении спецсредств у военнослужащих военной полиции организуются в целях практической проверки результатов научных исследований, внедрения инновационных технологий в обучение, достижений в практической деятельности и научных открытий. Значимым положением авторы также считают, что эффективность и достоверность проводимого ими научного эксперимента в значительной степени будет зависеть от его продолжительности.
Важно отметить, что между профессионально значимыми «навыками» и «умениями» существуют сложные взаимосвязи, обусловливающие, в одном случае, формирование у военнослужащих военной полиции «навыков» на основе «простейших умений», а в другом — «умений», формирующихся на основе «простых навыков». В начале у военнослужащих военной полиции в результате сложившихся представлений о предстоящей деятельности формируются простые умения, образующиеся в результате желания самостоятельного выполнения тех или иных действий. После неоднократных повторений этих действий простые умения формируются в простые навыки, благодаря которым действия выполняются автоматизировано и не требуют сосредоточения внимания. Объединение таких приемов и действий в одно сложнокоординационное движение или ряд последовательных действий приводит к образованию сложного навыка, хотя и характеризующегося четкими и точными действиями, но и выполняемого при незначительном контроле сознания военнослужащего военной полиции. И, в конечном счете, развитие сложного навыка переходит в формирование сложного умения, то есть способности военнослужащего военной полиции творчески применять приобретенные знания и навыки для решения служебно-профессиональных задач в различных условиях окружающей оперативной обстановки.
Физическая подготовка представляет собой комплексный специализированный процесс развития, самосовершенствование физических качеств и психических свойств личности [1]. Физическая подготовка военнослужащих военной полиции имеет свою специфику, которая определяется характером служебно-профессиональной деятельности этой категории сотрудников и возрастными особенностями развития человеческого организма [2].
В настоящее время все большую актуальность приобретают проблемы поиска адекватных форм и методов обучения военнослужащих военной полиции. Многие перспективные тенденции развития физической и огневой подготовки в этом направлении в основном реализованы, однако часть из них, на наш взгляд, заслуживает внимания [3].
Анализ деятельности военнослужащих военной полиции, а также результаты научных исследований показывают, что успех при выполнении задач зависит не только от материально-технической обеспеченности сотрудников, но и от максимально высокого уровня развития у них физических и морально-волевых качеств, а также двигательных навыков, которые соответствуют характеру и профессиональным особенностям служебной деятельности [4]. Это обусловливает определенные требования к содержанию и интенсивности учебно-тренировочных занятий. Они не должны превышать уровень доступности как физической, так и координационной для конкретного сотрудника военной полиции, но быть всегда высоко эмоциональными, требующими большой экспрессивной активности. Последнее будет способствовать проявлению самовыражения, физической активности и самосовершенствования [5].
При выполнении служебно-профессиональных обязанностей военнослужащие военной полиции должны обладать высокой профессиональной работоспособностью, а она тесно связана с личной физической подготовленностью. Поэтому кроме способности к грамотной организации и проведению занятий с военнослужащими военной полиции необходимо знать закономерности планирования личной физической тренировки [6]. Все это приобретает особую значимость в сфере подготовки военнослужащих военной полиции к выполнению своих функций и требует изыскания новых форм, методов, подходов к профессиональной подготовке, адекватно отражающих сущность и специфику их деятельности. По мнению ряда авторов научных исследований [7, 8], большой объем информации, ее интенсивность, лимит и дефицит времени также предъявляют высокие требования к развитию служебно-профессиональных качеств и, в частности, к физиологическому уровню военнослужащих военной полиции.
Как показывает обзор специальной литературы по данной тематике, отлично подготовленный в профессиональном плане военнослужащий военной полиции в экстремальных условиях может принимать неправильные решения или бездействовать ввиду того, что у него отсутствуют факторы надежности в выполнении профессиональных приемов и действий, а также резистентность (невосприимчивость) к различного рода сопутствующим негативным проявлениям служебной деятельности (помехоустойчивость, психологическая неготовность и т. д.). Служебно-профессиональные умения и навыки, сформированные для нормальных, повседневных условий деятельности, в экстремальной обстановке в некоторых случаях становятся неэффективны, а следовательно, не обеспечивают надежности в выполнении поставленных задач. Это также в значительной мере может оказать отрицательное влияние на сохранение и продолжительность профессионального долголетия.
В настоящее время исследователи ведут интенсивный поиск повышения надежности в применении профессионально значимых умений и навыков военнослужащими военной полиции. Особое значение приобретает взаимодействие между ними при применении спецсредств в экстремальных ситуациях. Проблема надежности профессиональной деятельности и, в частности, надежности навыков и умений в применении спецсредств при взаимодействии между военнослужащими военной полиции требует более тщательного подхода в ее решении.
По нашему мнению, перевод профессионально значимых умений и навыков в применении спецсредств у военнослужащих военной полиции при взаимодействии на параметры надежности не нарушит баланса основных жизнеобеспечивающих систем их организма и будет способствовать повышению качества выполнения поставленных задач. Формирование надежности профессионально значимых умений и навыков в применении спецсредств у военнослужащих военной полиции при взаимодействии — одна из сложных задач системы служебно-профессиональной подготовки, которая является направлением к решению вопроса их личной безопасности в целом.
Анализ деятельности военнослужащих военной полиции показал, что сложность и напряженность при выполнении ими своих функций существенно различны как внутри категории, так и для разных категорий. Кроме того, условия службы заметно меняются в течение суток и зависят от климатических условий, времени года, часового пояса. В связи с этим возникает необходимость распределения военнослужащих военной полиции по функциям внутри подразделения таким образом, чтобы наиболее полно использовать индивидуальные возможности каждого отдельно взятого из них, надежность его навыков и умений в применении спецсредств при взаимодействии друг с другом, обеспечив при этом максимальную личную безопасность.
Для осуществления формирования надежности профессионально значимых умений и навыков в применении спецсредств у военнослужащих военной полиции предлагаем систему учета факторов, влияющих на возможность каждого из них осуществлять безошибочную деятельность при взаимодействии внутри подразделения. Она основывается на следующих критериях оценки:
- сложность деятельности на конкретных служебных местах;
- уровень развития и надежности профессионально важных психологических качеств;
- уровень овладения и сформированности надежности профессионально значимых навыков;
- состояние здоровья.
Для каждого из перечисленных факторов необходимо определить методы оценки, а также способы учета их влияния на возможности использования военнослужащего военной полиции в той или иной служебной ситуации [9]. Принимая во внимание, что оценочные показатели указанных факторов, алгоритм их учета могут быть систематизированы и сведены в таблицы, представляется перспективным использование современных информационных технологий для оперативного осуществления распределения военнослужащих военной полиции на блок-постах, в сменах и при патрулировании.
На современном этапе развития общества проблема формирования надежности профессионально значимых умений и навыков у военнослужащих военной полиции, несмотря на ее актуальность, все еще в недостаточной мере изучена, не хватает методической и специальной литературы по данной тематике. И это естественно, так как именно в деятельности военной полиции объединились такие понятия, как миротворческая миссия, задачи поддержания мира и правопорядка, в которых тесно переплетаются функции полиции и армии. Именно в деятельности военнослужащих военной полиции качественное изменение надежности в применении профессионально значимых умений и навыков с использованием спецсредств под воздействием научно-технического прогресса особо зримо вступает в противоречия с традиционными методами и формами подготовки к этой деятельности.
Прежде всего, необходимо отметить, что универсальной методики обучения и тренировки, годной для любых контингентов военнослужащих, всех условий деятельности и различной учебно-материальной базы, не существует. Любое воспитание, в том числе и физическое, дело творческое, поэтому следование штампованным, типовым учебным планам и программам никогда не приведет к успеху [10].
По мнению В.В. Яковлева и соавт. [7], тренированный организм автоматически становится устойчив к неблагоприятным факторам. Проще говоря, если военнослужащий тренируется в экстремальных условиях, то он обязательно будет устойчив к жаре и холоду, инфекциям, голоду, стрессам, различным интоксикациям и к действию многих других неблагоприятных факторов.
В своих исследованиях по разработке программ физической подготовки для профессорско-преподавательского состава военно-учебных заведений Е.С. Краева и соавт. [8] предложили следующие направления совершенствования и настоятельно рекомендуют особое внимание обратить на соблюдение таких значимых принципов, как принцип оптимальности, принцип специфичности и принцип индивидуальности. Из всех необходимых профессорско-преподавательскому составу физических качеств наибольшее значение, на наш взгляд, имеет развитие физического качества «выносливость». Оно проявляется в виде способности профессорско-преподавательского состава длительно поддерживать необходимый уровень работоспособности, тем самым отдаляя время наступления утомления. При этом физическая выносливость сочетается со способностью сохранять устойчивость к воздействию отрицательных факторов преподавательской деятельности, таких как психологические нагрузки, эмоциональное перенапряжение, гиподинамия, гипоксия и др. [8].
Основываясь на методологии системного подхода и, в частности, принципах моделирования ситуативной обстановки, можно определить первоочередной задачей разработку программы по физической подготовке военнослужащих военной полиции в интегративной межпредметной связи с другими учебными дисциплинами: тактической, боевой, огневой, психофизиологии служебной деятельности. Внедрение таких программ в практику, несомненно, приведет к формированию надежности профессионально значимых умений и навыков в применении спецсредств у военнослужащих военной полиции в более сжатые сроки, к более равномерному распределению нагрузки среди личного состава при выполнении ими своих служебно-профессиональных обязанностей. Это положительно скажется на обеспечении их личной безопасности, состоянии здоровья и продлении периода профессиональной пригодности. Принятию правильного решения в критической ситуации будут способствовать двигательные навыки, сформированные в процессе занятий, на которых моделируются действия сотрудника военной полиции, связанные с применением физической силы и боевого ручного огнестрельного оружия [11].
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Вклад авторов. А.М. Коваленко — научное руководство, концепция исследования; А.П. Бобровик — анализ и обобщение данных литературы, сбор данных литературы, написание текста рукописи, создание материалов исследования; Ф.В. Лулаков — проведение анализа данных литературы, редактирование текста рукописи; А.Ю. Сидоров — оформление рукописи, написание итоговых выводов. Авторы одобрили версию для публикации, а также согласились нести ответственность за все аспекты работы, гарантируя надлежащее рассмотрение и решение вопросов, связанных с точностью и добросовестностью любой ее части.
Источник финансирования. Отсутствует.
Раскрытие интересов. Авторы заявляют об отсутствии отношений, деятельности и интересов за последние три года, связанных с третьими лицами (коммерческими и некоммерческими), интересы которых могут быть затронуты содержанием статьи.
Оригинальность. При создании настоящей работы авторы не использовали ранее опубликованные сведения (текст, иллюстрации, данные).
Генеративный искусственный интеллект. При создании настоящей статьи технологии генеративного искусственного интеллекта не использовали.
Рассмотрение и рецензирование. Настоящая работа подана в журнал в инициативном порядке и рассмотрена по обычной процедуре. В рецензировании участвовали один внешний рецензент, член редакционной коллегии и научный редактор издания.
ADDITIONAL INFO
Authors’ contributions: A.M. Kovalenko: supervision, conceptualization; A.P. Bobrovik: formal analysis, investigation, writing—original draft; F.V. Lulakov: formal analysis, writing—review & editing; A.Yu. Sidorov: writing—review & editing, conclusions. The authors approved the version for publication, and also agreed to be responsible for all aspects of the work, ensuring proper consideration and resolution of issues related to the accuracy and integrity of any part of it.
Funding sources: No funding.
Disclosure of interests: The authors have no relationships, activities or interests for the last three years related with for-profit or not-for-profit third parties whose interests may be affected by the content of the article.
Statement of originality: The authors did not use previously published information (text, illustrations, data) to create this paper.
Generative AI: Generative AI technologies were not used for this article creation.
Provenance and peer-review: This paper was submitted unsolicited and reviewed following the standard procedure. The peer review process involved one external reviewer, a member of the editorial board, and the in-house scientific editor.
Sobre autores
Alexander Kovalenko
Kirov Military Medical Academy
Autor responsável pela correspondência
Email: aleksandrkovalenko5550@gmail.com
Código SPIN: 4406-9464
Rússia, 6Zh Akademika Lebedeva st., Saint Petersburg, 194044
Artem Bobrovik
Saint Petersburg University of the Ministry of the Interior of the Russian Federation
Email: bobrovik1966@yandex.ru
Código SPIN: 7365-8447
Cand. Sci. (Pedagogical), Assistant Professor
Rússia, Saint PetersburgFeliks Lulakov
Military Academy of Logistics
Email: fil19688@yandex.ru
Código SPIN: 1067-2772
Rússia, Saint Petersburg
Alexander Sidorov
St. Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia. Hero of the Russian Federation General of the Army E.N. Zinicheva
Email: junost72@mail.ru
Código SPIN: 5620-3708
Rússia, Saint Petersburg
Bibliografia
- Bobrovik AP, Lyubakov AA. Physical training of police officers: problems and solutions. In: Physical culture and sport in the structure of professional education: retrospective, reality and future. To the 300th anniversary of the Russian police. Irkutsk; November 23, 2018. P. 10–14. (In Russ.) EDN: VPTQDA
- Bobrovik AP, Sidorov YuA. Features of physical training of officer-teachers in educational institutions of law enforcement agencies. In: East Siberian institute of the ministry of internal affairs of Russia Physical culture and sports in the structure of professional education: retrospect, reality and future. Materials of the All-Russian Scientific-Practical Conference. Irkutsk; 2020. P. 44–47. (In Russ.) EDN: IEMNLO
- Bobrovik AP, Dudchak PR, Kraev SA, Sidorov AYu. Generalization of pedagogical experience on improving the training of military police personnel in shooting from combat short-barreled weapons. Current Problems of Physical and Special Training of Law Enforcement Agencies. 2021;(3):117–122. EDN: GCYAHZ
- Bobrovik AP, Sidorov AYu, Lulakov FV. Physical qualities and mental personalities of the personnel of the power office employee, their relationship in the course of training in the educational organizations of power offices of Russia. In: Physical culture and sports in the system of higher and secondary vocational education. Materials of the VIII International Scientific-Methodological Conference dedicated to the 75th anniversary of the victory in the Great Patriotic War. Ufa: Ufa State Petroleum Technological University; 2020. P. 28–32. EDN: DJWLFM
- Bobrovik AP, Lyubakov AA, Dyakov YuE. The influence of obstacle course training on the mental state of police officers. In: Improving the professional and physical training of cadets, students of educational institutions and law enforcement officers. Collection of materials of the XIX International Scientific-Practical Conference. In 2 Vol. Irkutsk; 2017. P. 109–113. (In Russ.) EDN: ZCATBR
- Bobrovik AP, Sidorov AYu. Features of physical training of officer-teachers in educational institutions of law enforcement agencies. In: Physical culture and sports in the structure of professional education: retrospect, reality and future. Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference. East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Irkutsk; 2020. P. 43–48. (In Russ.) EDN: IEMNLO
- Yakovlev VV, Islamov VA, Petryaev AS. Rehabilitation of military personnel’s participant special military operation performance through health-improving and adaptive physical culture. In: Current problems of physical training of military personnel taking into account the experience of the special military operation, innovative approaches to their rehabilitation and recreation after combat operations. Materials of the IX All-Russian interuniversity scientific-practical conference. Omsk; 2025. P. 84–88. EDN: GIJQML
- Kraeva ES, Bobrovik AP, Sidorov AYu, Dalsky DD. Generalization of modern methods of improving efficiency and prolonging professional longevity of the teaching staff of higher military educational organizations. Scientific notes of P.F. Lesgaft University. 2022;(11):282–287. doi: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p282-287 EDN: FRWRCR
- Bobrovik AP, Sidorov AYu, Lyubakov AA. Modeling situational conditions in training military police personnel for effective shooting from combat firearms. In: Pedagogy and psychology in the activities of law enforcement officers: integration of theory and practice. Materials of the All-Russian Scientific-Practical Conference. Saint Petersburg; 2021. P. 23–26. (In Russ.) EDN: QJTTDM
- Bobrovik AP, Sidorov AYu. Influence of the effect of over-recovery of physical performance on the effectiveness of shooting from military weapons of military police personnel. In: Elite sports: integration of science and education. Proceedings of the IV International Scientific and Methodological Conference dedicated to the XXXII summer Olympic games in Tokyo. Ufa; 2021. P. 20–24. EDN: KVHPJT
- Sidorov AYu. Physiological principles of aiming. In: Physical culture and sports in the post-industrial era: problems and solutions. Materials of the VIII All-Russian Scientific-Practical Conference within the framework of the All-Russian Science Festival. Saint Petersburg; 2020. P. 99–101. (In Russ.) EDN: KSDYIP
Arquivos suplementares
