Совершенствование методического аппарата для оценки психологической готовности к обучению на стоматологическом факультете
- Авторы: Старков А.В.1, Юсупов В.В.1,2, Марченко Л.О.2, Левич С.Н.2, Гончаров К.Н.1, Давыдова Е.В.1, Старовойт А.В.1
-
Учреждения:
- Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова
- Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова
- Выпуск: Том 1, № 1 (2025)
- Страницы: 53-62
- Раздел: Военная педагогика и профессиональное образование
- Статья получена: 11.01.2025
- Статья одобрена: 30.01.2025
- Статья опубликована: 27.04.2025
- URL: https://manmiljournal.ru/hmj/article/view/645391
- DOI: https://doi.org/10.17816/hmj645391
- ID: 645391
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. Подготовка студентов стоматологического факультета предполагает большой объем знаний и практических умений, который определяется действующими Федеральными образовательными стандартами высшего образования. По развитию тех или иных способностей можно судить об интересах и склонностях к различным областям знаний, а также делать прогноз успешности дальнейшего обучения. Успешность профессионального обучения студентов стоматологического факультета связана с уровнем развития логического, математического и пространственного мышления, профессиональной направленности и уровнем аддиктивной предрасположенности и склонности. На основании проведенного анализа предложен автоматизированный комплекс диагностики психологической готовности к обучению в медицинском вузе «Оценка психологической готовности к обучению в медицинском вузе» для определения у будущих студентов психологической готовности к обучению на стоматологическом факультете медицинского вуза.
Цель — разработать комплекс, который позволит определять уровни развития познавательных способностей, направленности на освоение врачебной специальности, личностного адаптационного потенциала, наличие склонности к аддиктивному поведению.
Материалы и методы. На основании проведенного анализа существующих методик психологического исследования и особенностей профессионального обучения в медицинском вузе на стоматологическом факультете предложен автоматизированный комплекс «Оценка психологической готовности к обучению в медицинском вузе».
Результаты. Результатами исследования автоматизированного комплекса являются оценки: уровня эффективности методик «Арифметический счет», «Силлогизмы» и «Пространственное мышление» и общего интеллектуального развития; личностного адаптационного потенциала, поведенческой регуляции, коммуникативного потенциала и моральной нормативности по методике Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность»; склонности к аддиктивному поведению по шкалам «Аддиктивная предрасположенность», «Аддиктивная склонность», «Аддиктивное поведение» и «Аддиктивное расстройство» методики «Аддиктивная склонность»; уровня развития направленности на освоение врачебной специальности по методике «Мотивация»; специальных способностей в области безопасности жизнедеятельности по результатам выполнения теста «Специальные способности в области безопасности жизнедеятельности».
Выводы. Предложенный автоматизированный комплекс «Оценка психологической готовности к обучению в медицинском вузе» позволяет с большой вероятностью определить уровни развития познавательных способностей, личностного адаптационного потенциала, склонность к аддиктивному поведению и направленности у студентов стоматологического факультета.
Полный текст
АКТУАЛЬНОСТЬ
В настоящее время повышаются требования населения к качественному уровню оказываемой медицинской помощи, особенно в области стоматологии. Стоматология является сугубо практической отраслью человеческого знания, и подготовка специалистов в этой сфере определяется действующим Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования1. Она охватывает такие аспекты деятельности, как диагностика и профилактика стоматологических заболеваний, индивидуальная гигиена полости рта и санитарно-гигиеническое просвещение в области профилактики и предупреждения стоматологических заболеваний. Стоматолог должен знать порядок и методы стоматологического обследования пациента, этиологию и патогенез основных стоматологических заболеваний, общие принципы диагностики, лечения и профилактики стоматологических заболеваний, организацию стоматологической помощи населению [1]. В процессе профессиональной деятельности стоматологи должны иметь такие качества, как ответственность, аккуратность, доброжелательность, умение находить общий язык с пациентами, хорошо развитую долговременную память и хорошую мелкую моторику.
В настоящее время выпускники школ часто психологически не готовы к обучению в медицинских вузах: многие поступают по желанию родителей, по совету друзей и туда, куда проходят по результатам ЕГЭ. Поэтому некоторые студенты не справляются с новыми проблемами, возникающими после поступления в процессе учебы. Также иногда студенты, успешно окончившие медицинский вуз и устроившиеся на работу, оказываются профессионально и психологически не готовы к своим служебным обязанностям.
В связи с этим в настоящее время наиболее актуальным в процессе профессионального становления оказывается раннее профессиональное самоопределение подростков и их психологическая готовность к обучению в медицинском вузе, понимание значимости своей будущей профессиональной деятельности. Успешность адаптации на начальных этапах обучения на стоматологическом факультете медицинского вуза определяется индивидуально-психологическими качествами студента, его характерологическими особенностями, коммуникативными качествами, степенью общего интеллектуального развития и мотивацией к овладению специальностью [2].
Психологическая готовность к обучению является многофакторной функциональной системой, состоящей из интеллектуального, мотивационного, коммуникативного и волевого фактора. Психологическая готовность к обучению в вузе рассматривается как желание, возможность и способность обучаться; она имеется у всех студентов и проявляется в процессе обучения по-разному: либо развивает способности и навыки студентов, либо их разрушает [3].
Психологическая готовность студента способствует актуализации его личностного и познавательного потенциала, адаптации к образовательной среде вуза и возникающим ситуациям, регуляции состояний, возникающих в связи с задачами учебно-познавательной деятельности, оптимизации процесса решения задач и достижения результатов в личностно-профессиональном развитии [4].
Н.Н. Сaвельевa в качестве основных показателей готовности первокурсника называет: уровень сформировaнности интеллектуальных и общеучебных умений, уровень сформировaнности коммуникативных умений и уровень учебной мотивации [5]. В свою очередь И.И. Aхтaмьяновa выделяет следующие психологические критерии определения готовности к обучению в вузе: идентификация, антиципирующее самоопределение (видение себя в будущем), особенности ценностных ориентаций, способность к регуляции и сaморегуляции, зрелость волевых процессов, наличие необходимого уровня знаний, сформировaнность специфичных для учебной деятельности студентов навыков и умений [6].
Психологическая готовность может выступать и в виде психического состояния, которое дает возможность студентам решать в условиях обучения задачи, близкие к реальным задачам профессиональной деятельности, что позволит после распределения успешно включиться в работу по специальности. Психическое состояние готовности связано с «настроем», актуализацией и приспособлением возможностей человека для его успешных действий. Недостаточная сформированность компонентов, которые входят в структуру психологической готовности студентов к обучению в вузе, неизбежно влечет за собой проблемы в адаптации, риск быть отчисленным или уход по собственному желанию [7, 8].
При выборе будущей деятельности возникает необходимость соотнесения представления о выбранной профессии с ценностными ориентациями, мотивационными компонентами, темпераментом, характером и общими интеллектуальными способностями. Интеллектуальные способности, проявляющиеся в процессе усвоения и применения различных областей знаний (математических, технических, гуманитарных, биологических и т. д.), могут выступать в качестве основы для формирования профессиональной направленности и самоопределения [9].
По уровню развития различных умственных способностей можно делать прогноз успешности обучения и судить об уровне формирования интересов и склонностей к различным областям знаний (профилям обучения). Интеллектуальные способности в структуре некоторых видов учебной деятельности имеют специфику развития и формируют определенный тип «профессионального» мышления, которое позволяет будущему специалисту применять полученные знания в практической деятельности и эффективно решать свои профессиональные задачи. Интеллектуальные тесты имеют высокую валидность относительно критериев учебно-профессиональной деятельности в вузе на начальном этапе, а в дальнейшем прогностическая валидность интеллектуальных тестов снижается [8, 9]. Это может быть объяснено рядом причин. Во-первых, уровень достижений в любой деятельности нельзя отождествлять только с уровнем развития способностей, а во-вторых, появление новых профессиональных задач требует развития новых специальных способностей.
Специальные способности, в отличие от общей универсальной способности (интеллекта), формируются применительно к различным областям деятельности. Любое профессиональное мышление — это, прежде всего, деятельность по решению профессиональных задач. Специфические особенности профессионального мышления определяются в первую очередь объективными особенностями профессиональных задач и условиями, в которых осуществляется деятельность по их решению [10]. То есть по сути своей специальные способности неотделимы от тех знаний, умений и навыков, которые личность приобретает на этапах своего жизненного пути и которые определяются через результативность деятельности, скорость и успешность овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками.
Успешное овладение необходимыми знаниями и их использование особенно важны при обучении той или иной профессии. Только через усвоение определенной базовой основы знаний, интеллектуальных навыков и умений возможно профессиональное становление специалиста. Формирование профессиональной пригодности специалиста связано с комплексом определенных качеств личности, среди которых наиболее важными являются глубокие общетеоретические и профессиональные знания, навыки и умения [11, 12].
Примером служит централизованная система распределения выпускников средних учебных заведений для получения дальнейшего образования в США и странах Западной Европы, в том числе и военно-профессионального, которая работает с применением тестов способностей в различной деятельности — Aptitude Tests или Prognostic Тests [13, 14]. Для проверки знаний, умений и навыков применяются тесты успешности (Achivement Tests). По этому же образцу тестирование осуществляется в Швейцарии и Германии.
В настоящее время изменение научной базы идет достаточно быстро, внедряются новые технологии, связанные с искусственным интеллектом, генной инженерией. Студенты, получающие определенное профессиональное образование, в дальнейшем будут заниматься деятельностью, которая связана с созданием и использованием этих новых технологий [15].
Анализ особенностей обучения стоматологов показывает, что после обучения на двух первых курсах происходит изменение структуры самосознания, меняется набор приоритетов: студенты начинают определять себя в рамках конкретной профессиональной принадлежности и чаще заявляют о своем социально-профессиональном статусе будущего врача, что сопровождается возрастанием эмоциональной зрелости, повышением волевого потенциала, мотивационной готовности. Третий курс является пороговым в личностной зрелости и профессиональном самоопределении студентов. На старших курсах у большей части студентов (82%) происходит переосмысление выбора жизненного пути. У студентов возрастает уверенность в том, что они смогут занять определенное место в обществе. К окончанию обучения восстанавливается внутренняя целостность и эмоциональная стабильность, завершается становление зрелой личности будущего врача-профессионала [16].
Цель исследования — разработать комплекс, который позволит определять уровни развития познавательных способностей, направленности на освоение врачебной специальности, личностного адаптационного потенциала, наличие склонности к аддиктивному поведению.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Для экспериментальной проверки автоматизированной системы «Оценка психологической готовности к обучению в медицинском вузе» обследовались студенты стоматологического факультета 1-го курса медицинского университета в количестве 59 человек и 2-го курса в количестве 22 человека.
Предложенная автоматизированная система «Оценка психологической готовности к обучению в медицинском вузе» состоит из следующих методик:
- тест «Специальные способности в области безопасности жизнедеятельности», оценивающий уровень знаний по медико-биологической направленности, склонности к усвоению знаний по данному направлению. Состоит из блоков вопросов по истории медицины, первой помощи, основам безопасности жизнедеятельности и общей осведомленности по предметам биологии и химии;
- тест «Арифметический счет», направленный на оценку темповых мыслительных характеристик при устном выполнении арифметических действий в пределах ста [17];
- тест «Силлогизмы», оценивающий уровень развития способности к аналитико-синтетической деятельности, включающей способность к рассуждению, установлению логических отношений между объектами и явлениями, умение сделать из предложенных посылок верный дедуктивный вывод (умозаключение) [17];
- тест «Пространственное мышление», оценивающий уровень развития динамических характеристик пространственного мышления, способности к оперированию зрительными образами и пространственным представлениям, комбинаторные способности, оперативную память;
- тест «Аддиктивная склонность», направленный на выявление лиц, склонных к аддиктивным формам поведения, на определение уже сформировавшихся форм аддиктивного поведения, а также на изучение и диагностику предпосылок (факторов риска), приводящих к его формированию и развитию;
- блок вопросов «Мотивация», оценивающий склонность к медико-биологической направленности;
- методика многоуровневый личностный опросник «Адаптивность», предназначенная для изучения адаптационных возможностей человека и особенности поведения при осуществлении им профессиональной деятельности. Состоит из следующих шкал: «Поведенческая регуляция», «Коммуникативный потенциал», «Моральная нормативность». Шкала «Поведенческая регуляция» оценивает уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, оценивает склонность к нервно-психическим срывам, а также адекватность восприятия действительности. Шкала «Коммуникативный потенциал» оценивает уровень развития коммуникативных способностей, способность устанавливать контакты с окружающими, склонность к конфликтам. Шкала «Моральная нормативность» оценивает уровень социализации, оценивает то, насколько человек ориентируется на соблюдение общепринятых норм поведения (старается быть честным, ответственным и т.д.). Интегральный показатель «Личностный адаптационный потенциал» (ЛАП) является основным критерием вынесения заключения о соответствии личностных характеристик требованиям профессиональной деятельности [17].
Уровень общего интеллектуального развития рассчитывается как сумма показателей эффективности (количество правильно выполненных заданий), продуктивности (общее число выполненных заданий) методик «Арифметический счет», «Силлогизмы» и «Пространственное мышление».
РЕЗУЛЬТАТЫ
В процессе апробации нового методического аппарата студенты стоматологического факультета были разделены на 2 группы: группа 1 с низкой успешностью обучения (суммарный балл меньше 70) и группа 2 с высокой успешностью обучения (суммарный балл больше 85). В табл. 1 представлены различия между этими группами, установленные с помощью t-критерия Стьюдента.
Таблица 1. Статистический анализ результатов, полученных у студентов с высоким и низким уровнями успешности обучения на 1-м курсе
Table 1. Statistical analysis of the results delivered by students with high and low levels of learning success in the first year
Показатели | Описательная статистика (M±σ) | t | p | |
группа 1 (n=30) | группа 2 (n=26) | |||
«Арифметический счет», эффективность, балл | 13±5,89 | 19,5±6,71 | –3,858** | <0,000 |
«Арифметический счет», продуктивность, балл | 17,51±6,72 | 22,19±6,63 | –2,621* | <0,05 |
«Силлогизмы», эффективность, балл | 17,8±4,61 | 20,12±3,67 | –2,056* | <0,05 |
«Пространственное мышление», эффективность, балл | 14,5±7,05 | 18,69±6,78 | –2,260* | <0,05 |
Общий уровень интеллектуального развития, эффективность, балл | 45,3±14,30 | 58,32±13,21 | –3,517** | <0,001 |
Общий уровень интеллектуального развития, продуктивность, балл | 68,66±13,31 | 75,5±10,82 | –2,111* | <0,05 |
Интегральный показатель методики «Аддиктивная склонность», балл | 18,67±11,62 | 7,27±5,22 | 3,076 | <0,01 |
Шкала Аддиктивная предрасположенность, балл | 5,58±4,94 | 2,27±2,72 | 1,962* | <0,05 |
Шкала Аддиктивная склонность, балл | 5,92±2,84 | 2,73±2,41 | 2,887 | <0,01 |
Шкала Аддиктивное поведение, балл | 5,42±5,53 | 1,73±1,19 | 2,253* | <0,05 |
Шкала Аддиктивное расстройство, балл | 32,75±7,09 | 38,64±7,92 | –1,882* | <0,05 |
Методика «Мотивация», категория | 2,4±0,97 | 1,58±0,67 | 2,337* | <0,05 |
*Различие признано статистически значимым (p ≤0,05); **различие признано статистически значимым (p ≤0,01).
*Statistically significant differences were observed (p ≤0,05); **statistically significant differences were observed (p ≤0,01).
В группе студентов стоматологического факультета с высокой успешностью обучения наблюдается достоверно более высокий уровень интеллектуального развития, темповых мыслительных характеристик при выполнении арифметических операций, логического мышления, памяти и внимания, пространственного мышления и способности к установлению логических отношений между объектами и явлениями по сравнению со студентами с низкой успешностью обучения. Кроме этого, студенты с низкой успешностью обучения отличаются более высокой предрасположенностью и склонностью к аддиктивному поведению и наличию аддиктивных расстройств, а также у них выявлен более низкий уровень направленности на освоение врачебной специальности.
В ходе исследования проанализированы данные сравнительного анализа результатов выполнения методики «Специальные способности в области безопасности жизнедеятельности». Были выделены 2 группы: 1-я группа — студенты с низкими результатами (эффективность выполнения менее 18) и 2-я группа — с высокими результатами (эффективность более 23). В табл. 2 проведен статистический анализ по t-критерию Стьюдента между этими группами.
Таблица 2. Статистический анализ психологических данных студентов с низкой и высокой эффективностью выполнения теста «Специальные способности в области безопасности жизнедеятельности»
Table 2. Statistical analysis of psychological data from students with low and high performance on the Special Abilities in the field of Life Safety test
Показатель | Описательная статистика (M+σ) | t-критерий Стьюдента | ||
группа 1 (n=28) | группа 2 (n=17) | t | р | |
«Арифметический счет», эффективность, балл | 11,32±7,95 | 18,18±7,32 | –2,887** | <0,01 |
«Арифметический счет», продуктивность, балл | 14,65±7,99 | 20,53±7,69 | –2,430* | <0,05 |
«Силлогизмы», эффективность, балл | 15,326±4,84 | 21,41±3,18 | –4,609** | <0,000 |
«Силлогизмы», продуктивность, балл | 24,51±5,96 | 27,89±3,90 | –2,300* | <0,05 |
Общий уровень интеллектуального развития, эффективность, балл | 41,32±15,94 | 57,71±15,18 | –3,402** | <0,001 |
Шкала коммуникативный потенциал, методика Многоуровневый личностный опросник, балл | 21,11±4,83 | 18,12±6,02 | 1,834* | <0,05 |
*Различие признано статистически значимым (p ≤0,05); **различие признано статистически значимым (p ≤0,01).
*Statistically significant differences were observed (p ≤0,05); **statistically significant differences were observed (p ≤0,01).
Статистический анализ продемонстрировал, что в группе с высокой эффективностью выполнения теста «Специальные способности в области безопасности жизнедеятельности» в отличие от группы студентов с низкой эффективностью выявлены достоверные различия по результатам выполнения методик «Арифметический счет» и «Силлогизмы», отражающие более высокие в данной группе показатели темповых мыслительных процессов при выполнении арифметических операций, способности к установлению логических отношений между объектами и явлениями. Также в данной группе студентов отмечается низкий уровень коммуникативного потенциала по методике МЛО «Адаптивность», что отражает более низкий уровень потребности в общении.
При анализе психологических данных студентов, обучающихся на 1 и 2-м курсах, выявлены достоверные различия. Данные представлены в табл. 3.
Таблица 3. Статистический анализ психологических данных студентов 1 и 2-го курса обучения на стоматологическом факультете
Table 3. Statistical analysis of psychological data from the 1st and 2nd year students of the School of Dentistry
Показатель | Описательная статистика (M+σ) | t-критерий Стьюдента | ||
cтуденты 1-го курса (n=59) | cтуденты 2-го курса (n=22) | t | p | |
«Силлогизмы», эффективность, балл | 17,42±5,20 | 20,08±3,94 | –1,67* | <0,05 |
«Силлогизмы», продуктивность, балл | 25,84±5,31 | 28,33±3,73 | –1,95* | <0,05 |
«Специальные способности в области безопасности жизнедеятельности», эффективность, балл | 18,72±6,27 | 23,36±7,74 | –2,17* | <0,05 |
«Специальные способности в области безопасности жизнедеятельности», продуктивность, балл | 21,95±7,42 | 24,18±5,53 | –1,80* | <0,05 |
*Различие признано статистически значимым (p ≤0,05).
*Statistically significant differences were observed (p ≤0,05).
В группе студентов 2-го курса стоматологического факультета выявлены достоверно более высокие показатели по уровню способностей к анализу, степени доступности понимания логических отношений и выявлению абстрактных связей, а также достоверно более высокий уровень знаний по медико-биологической направленности по сравнению со студентами 1-го курса. Это отражает более высокую усвояемость материала по медико-биологической направленности и сформированность умения классификацировать и анализировать данные.
В процессе корреляционного анализа психологических показателей, характеризующих уровень интеллектуального развития, аддиктивного поведения и уровня мотивации, и успешности обучения студентов стоматологического факультета в медицинском вузе выявлены значимые корреляционные связи между ними. Данные представлены в табл. 4.
Таблица 4. Корреляционный анализ психологических показателей и успешности обучения студентов стоматологического факультета в медицинском вузе
Table 4. Correlation analysis of psychological indicators and learning success among School of Dentistry students at a medical university
Показатели | Итоговый балл | p |
«Арифметический счет», эффективность, балл | 0,414** | <0,001 |
«Арифметический счет», продуктивность, балл | 0,313* | <0,05 |
«Силлогизмы», эффективность, балл | 0,305* | <0,05 |
«Пространственное мышление», эффективность, балл | 0,318* | <0,05 |
Общее интеллектуальное развитие, эффективность, балл | 0,430** | <0,001 |
Общее интеллектуальное развитие, продуктивность, балл | 0,281* | <0,05 |
Интегральный показатель методики «Аддиктивная склонность», балл | –0,756** | <0,000 |
Шкала «Аддиктивная предрасположенность», балл | –0,562** | <0,005 |
Шкала «Аддиктивная склонность», балл | –0,497* | <0,05 |
Шкала «Аддиктивное поведение», балл | –0,654** | <0,001 |
Шкала «Аддиктивное расстройство», балл | –0,606** | <0,005 |
Методика «Мотивация», балл | 0,412 | <0,05 |
*p <0,05; **p <0,01.
Успешность обучения студентов стоматологического факультета взаимосвязана с быстротой темповых мыслительных характеристик при выполнении арифметических операций, уровнем пространственного и логического мышления, а также степенью доступности понимания логических отношений и выявлением абстрактных связей. Кроме этого, успешность обучения имеет обратную корреляционную связь с предрасположенностью к аддиктивному поведению, со склонностью к аддиктивному поведению и к аддиктивным расстройствам. Лица с высокой успешностью обучения имеют низкий уровень аддиктивного поведения. Успешность обучения имеет прямую корреляционную связь с направленностью на освоение врачебной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе исследований установлено, что у студентов стоматологического факультета с высокой успешностью обучения в отличие от студентов с низкой успешностью обучения выявлен достоверно более высокий уровень общего интеллектуального развития, пространственного и логического мышления, внимания и способности к установлению логических отношений между объектами и явлениями, более высокие показатели к преобразованию цифровой информации при выполнении арифметических операций. Студенты с низкой успешностью обучения отличаются более высокой предрасположенностью и склонностью к аддиктивному поведению и наличию аддиктивных расстройств, а также низким уровнем направленности на освоение врачебной специальности.
Студентам стоматологического факультета для более успешного обучения на стоматологическом факультете необходимо развивать такие качества, как вербально-логическое мышление, способность к преобразованию цифровой информации, способность к установлению логических отношений между объектами и явлениями. Их успешность обучения связана с уровнем развития вербально-логического, математического и пространственного мышления, профессиональной направленности и уровнем аддиктивной предрасположенности и склонности.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Вклад авторов. Все авторы внесли существенный вклад в разработку концепции, проведение исследования и подготовку статьи, прочли и одобрили финальную версию перед публикацией. Личный вклад каждого автора: А.В. Старков — подготовка статьи, дизайн исследования; В.В. Юсупов — разработка общей концепции и дизайна исследования, редактирование статьи; Л.О. Марченко — введение, обзор литературы, анализ, заключение; С.Н. Левич — создание базы данных, статистическая обработка данных, материалы и методы; К.Н. Гончаров — обзор литературы, редактирование; Е.В. Давыдова — сбор и систематизация материалов исследования; А.В. Старовойт — дизайн исследования, анализ данных.
Источник финансирования. Авторы заявляют об отсутствии внешнего финансирования при проведении исследования.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.
ADDITIONAL INFO
Authors’ contributions: All the authors made a significant contribution to the development of the concept, research and preparation of the article, read and approved the final version before publication. Personal contribution of each author: A.V. Starkov: manuscript preparation, research design; V.V. Yusupov: general concept and research design, editing and proofreading of the manuscript; L.O. Marchenko: introduction, references review, analysis, and conclusion; S.N. Levich: database creation, statistical data processing, materials and methods; K.N. Goncharov: references review, editing and proofreading; E.V. Davydova: collection and systematization of research materials; A.V. Starovoit: research design, data analysis.
The source of financing: The authors state that there is no external funding for the study.
Competing interests: The authors declare the absence of obvious and potential conflicts of interest related to the publication of this article.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 31.05.03 Стоматология. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 12 августа 2020 г. № 984.
Об авторах
Александр Васильевич Старков
Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова
Email: stark-4@mail.ru
SPIN-код: 1687-8108
канд. мед. наук, доцент
Россия, Санкт-ПетербургВладислав Викторович Юсупов
Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова; Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова
Автор, ответственный за переписку.
Email: vmed_37@mil.ru
ORCID iD: 0000-0002-5236-8419
SPIN-код: 9042-3320
д-р мед. наук, профессор
Россия, Санкт-Петербург; Санкт-ПетербургЛариса Олеговна Марченко
Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова
Email: marchenlara@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-0425-6463
SPIN-код: 6497-6096
Россия, Санкт-Петербург
Светлана Николаевна Левич
Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова
Email: leviswet@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5874-1341
SPIN-код: 1278-3362
Россия, Санкт-Петербург
Константин Николаевич Гончаров
Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова
Email: goncharov@mil.ru
SPIN-код: 4669-9157
канд. мед. наук, доцент
Россия, Санкт-ПетербургЕлена Владимировна Давыдова
Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова
Email: davilena@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-8201-1859
SPIN-код: 2870-6295
канд. мед. наук, доцент
Россия, Санкт-ПетербургАлексей Владимирович Старовойт
Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова
Email: starovoit@mil.ru
SPIN-код: 6924-3061
канд. мед. наук, доцент
Россия, Санкт-ПетербургСписок литературы
- Разработка динамической системы определения соответствия специальностей среднего профессионального и высшего образования и военно-учетных специальностей, учитывающей изменения в федеральных государственных образовательных стандартах, профессиональных стандартах и военно-учетных специальностях. Отчет КНИР шифр «Соответствие». Санкт-Петербург: ВмедА, 2018. 238 с.
- Валиуллина Е.В. Общительность и психологическая адаптивность первокурсников. В кн.: Материалы XI Межрегиональной научно-методической конференции: Современные аспекты обеспечения качества профессионального образования. Кемерово: КГМУ, 2019. С. 36–41. EDN: XDTKFV
- Тенькова В.А. Психологическая готовность старшеклассников к обучению в высшем учебном заведении // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2019. № 1. С. 89–92. EDN: QRNHTU
- Лызь Н.А Гемешлиев Ф.К. Модель психологической готовности студентов к освоению программ профессиональной подготовки // Известия ЮФУ. Технические науки. 2011. № 10. С. 162–168. EDN: OIHVVX
- Савельева Н. Н. Проектирование системы адаптации первокурсников к обучению в вузе: направление-педагогика. дис. … канд. пед. наук. Владивосток, 2007. 332 с. EDN: NOVQOV. Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/proektirovanie-sistemy-adaptatsii-pervokursnikov-k-obucheniyu-v-vuze-napravlenie-pedagogika. Дата обращения: 04.02.2025.
- Ахтамьянова И.И. Когнитивная готовность к обучению в вузе как условие формирования субъектной позиции студента // Педагогический журнал Башкортостана. 2010. № 1. С. 56–74. EDN: LAKZTJ
- Гуревич К.М. Психологическая диагностика и законы психологической науки // Психологический журнал. 1991. Т. 12, № 2. С. 84–93.
- Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. Санкт-Петербург: Питер, 2001. 688 с. ISBN 5-272-00106-0
- Основы психологической диагностики: учебное пособие / под ред. К.М. Гуревича, М.И. Акимовой. Москва: УРАО, 2003. 391 с.
- Андронов В.П. Психологические основы формирования профессионального мышления. Саранск: Издательство Мордовского университета, 1991. 84 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 2. Москва: Педагогика, 1989. С. 126.
- Психологическая диагностика: учебное пособие / под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. Москва: УРАО, 1997. 304 с.
- Мышко С.А. Тестирование как психолого-педагогическое средство оценки академических способностей в системе образования США. Москва: НИИВШ, 1980. 51 с.
- Тестирование по иностранным языкам в США. Москва: [б. и.], 1970. 55 с.
- Асмолов А.Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы. Москва: Просвещение, 2012. 447 c. EDN: XALDOG
- Смирнов С.В. Актуальные вопросы адаптации и психологического сопровождения обучения студентов высших медицинских учебных заведений // Научное обозрение. Медицинские науки. 2016. № 3. С. 128–133. EDN: WLXIIR
- Методики военного профессионального отбора / под ред. В.И. Лазуткина, В.А. Жильцова. Москва: Воинское издательство, 2005. 525 с.
Дополнительные файлы
