Сетевой и трансдисциплинарный подходы как возможность расширения понятийного состава психологии

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Аннотация

Расширение понятийного поля психологии — необходимое отражение действий “текучего субъекта” в “текучей современности”. Возможность его расширения представлена в связи с пониманием роли психолога с позиций “постнеклассической рациональности” с учетом того, что он руководствуется абстрактно-аналитической и (или) действенно — преобразующей стратегией. При выборе абстрактно-аналитической стратегии изучаются абстрактно выделенные стороны объекта, где части определяют целое, а познание с позиций “классической рациональности” идет в рамках базовой парадигмы и ее устоявшихся понятий. Новые понятия, если обратиться к позициям “постнеклассической рациональности”, могут возникнуть при трансдисциплинарном изучении феномена, когда принимается позиция В.М. Бехтерева о распространении на человека законов, которые действуют во Вселенной, в частности, закона ритма. Его проявление отмечается как “раскачивание”, что может быть соотнесено с распространенным в физике и технике понятием “колебания”. Введение понятия “колебания” и его проявлений в психологию перспективно для описания механизмов интеллектуального развития, флуктуаций мотивации, эмоций, поведения. Выбор действенно-преобразующей стратегии обусловлен необходимостью решения жизненных проблем, когда осуществляется взаимодействие с объектом (другим человеком) как целостным образованием, типом, индивидуальностью. Структура понятийного состава тогда дополняется понятиями, которые складываются в иерархически выстроенной общности единомышленников (на горизонтальном уровне) и являются “новыми познавательными инструментами”. Трансдисциплинарный подход позволяет использовать понятие “взаимосодействие”, которое применяется в исследованиях деятельности мозга, когда решение актуальной задачи осуществляется “мгновенной перестройкой всех мозговых систем” в направлении их “взаимосодействия”. Понятие “взаимосодействие” перспективно для характеристики высокого уровня совместных действий коллективного субъекта. Значительное расширение понятийного поля происходит в консультативном и тренинговом вариантах использования действенно-преобразующей стратегии, когда согласование действий по решению проблемы и превращение участников в коллективный субъект достигается созданием нового языка понятий вербального и невербального типа.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Леонид Михайлович Попов

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Email: psy.journ@yandex.ru

Профессор кафедры клинической психологии и психологии личности Института психологии и образования

Россия, Казань, Республика Татарстан

Павел Николаевич Устин

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: psy.journ@yandex.ru

Доцент кафедры общей психологии Института психологии и образования

Россия, Республика Татарстан

Список литературы

  1. Андреас С. Шесть слепых слонов. Понимание себя и друг друга. М.: Твои книги, 2010.
  2. Анохин П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978.
  3. Бехтерев В.М. Избранные труды по социальной психологии. М.: Наука, 1994.
  4. Гусельцева М.С. Принцип развития в психологии: вызовы полипарадигмальности и трансдисциплинарности // Принцип развития в современной психологии; отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. М.: Институт психологии РАН. 2016. С. 31–51.
  5. Жуков Ю.М. Методы практической социальной психологии. Диагностика. Консультирование. Тренинг. М.: Аспект Пресс, 2004.
  6. Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А. Анализ современных понятий в психологии Часть I. Опыт систематизации понятий // Психологический журнал. 2021. Т. 42. № 3. С. 5–15.
  7. Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А. Анализ современных понятий в психологии. Часть II. Разработка современных понятий учеными Института психологии РАН // Психологический журнал. 2021. Т. 42. № 4. С. 5–15.
  8. Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А. Системно-сетевая организация современных понятий психологии (на примере разработок сотрудников Института психологии РАН) // Психологический журнал. 2022. Т. 43. № 3. С. 5–14.
  9. Каган В.Е. Трансдисциплинарная идентичность психотерапии. // 16 Санкт-Петербургский Саммит психологов. URL: https://psy.su/feed/10114 / (дата обращения: 30.08.2022).
  10. Лотов А. Новая парадигма мировоззрения. Екатеринбург: Ridero, 2015.
  11. Панов В.И. Экопсихология: Парадигмальный поиск М.; СПб.: Нестор-История, 2014.
  12. Петрушин С.В. Резонансный интеллект. Искусство понимания управления и гармонии. М.: Академический проект, 2021.
  13. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.
  14. Попов Л.М., Устин П.Н. Когнитивно-поведенческая концепция и возможности ее реализации в жизненной активности студентов // Психологический журнал. 2021. Т. 42. № 1. С. 26–35.
  15. Сапогова Е.Е. “Текучий субъект” в поисках устойчивой идентичности // 16 Санкт-Петербургский Саммит психологов. URL: https://www.psy.su/feed/10116 / (дата обращения: 30.08.2022).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Психологический журнал, 2023