Об упрощениях решения транспортных задач с экологическим критерием

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Аннотация

Проанализирована возможность пренебрежения штрафной составляющей при решении транспортной задачи (ТЗ) с экологическим критерием, когда наряду со сдельной оплатой назначаются фиксированные добавки, обусловленные фактом конкретной перевозки, а не объемом перевозимого груза (штрафы). Обнаружено, что в то время как пороговые отношения средних квадратических отклонений тарифов и штрафов в ТЗ с единственным оптимальным планом могут группироваться довольно плотно, в ТЗ с неединственным оптимальным планом их использование мало эффективно из-за большого разброса. Однако возможность применения предложенного авторами метода зацикливаний, когда многократно решается ТЗ, в которой к тарифам добавляются штрафы, деленные сначала на максимально допустимую перевозку, затем на план перевозки на предыдущем шаге, позволяет пренебречь штрафами, если зацикливание завершается на первом шаге. Недостатком и причиной приближенного характера метода зацикливаний является возможное наличие других циклов с локальными минимумами. Рассмотрен метод исключений, когда для ТЗ с nпоставщиками и m заказчиками исключаются клетки по убыванию штрафов при достаточности остающихся частей мощностей и емкостей. Распределение перевозок после R=(nm – (n+m – 1)) шагов позволяет не учитывать тарифов при выборе плана. Недостатком этого метода, равноценного распределению по минимальным затратам, являются затруднения при расстановке перевозок после Rшагов исключений, сделанных в предположении насыщенного использования клеток.

Об авторах

В. Николаевич Ассаул

Государственный университет аэрокосмического приборостроения

Российская Федерация, Санкт-Петербург

И. Е. Погодин

Военно-морской политехнический институт ВУНЦ ВМФ «ВМА»

Российская Федерация, Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Ассаул В.Н., Погодин И.Е. (2019). О транспортной задаче с экологическим критерием // Экономика и математические методы. Т. 55. № 2. С. 58–64.
  2. Ассаул В.Н. Погодин И.Е. (2022). Об одном практическом способе решения транспортной задачи с «экологическим» критерием // Вестник Бурятского государственного универ-ситета. Математика и информатика. № 3. С. 3–13.
  3. Бирман И.Я. (1968). Оптимальное программирование. М.: Экономика. 231с.
  4. Корбут А.А., Финкельштейн Ю.Ю. (1969). Дискретное программирование. М.: Наука. 368 с.
  5. Поляк Р.А. (1966). Об одной неоднородной транспортной задаче. В сб.: «Математические модели и методы оптимального планирования». Новосибирск: Наука. С.109-115.
  6. Седова С.В., Лебедев С.С. (1999). Решение одной задачи размещения с использованием уз-ловых векторов разрешающих множителей // Экономика и математические методы. Т. 35. № 3. С. 116–121.
  7. Седова С.В., Лебедев С.С. (2001). Метод узловых векторов целочисленного программиро-вания. 2. Задачи специального вида. Препринт ЦЭМИ. WP/2000/094. 88 с.
  8. Сигал И.Х., Иванова А.П. (2007). Введение в прикладное и дискретное программирование: модели и вычислительные алгоритмы. М.: Физматлит. С. 45–49.
  9. Фролькис В.А. (2002). Введение в теорию и методы оптимизации для экономистов. СПб: Питер. 320 с.
  10. Хоанг Т. (1964). Вогнутое программирование при линейных ограничениях // Доклады Ака-демии наук СССР. Т. 159. № 1. С. 32–35.
  11. Balinski M.L. (1961). Fixed cost transportation problem. Naval Res. Log. Quart, 8, 1, 41–54.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2023