Analysis and comparison of medical personnel training at S.M. Kirov Military Medical Academy during the Great Patriotic War and today
- Authors: Zubov A.N.1, Yanishevskaya D.I.1, Dukul A.V.1, Dolzhikov V.V.1
-
Affiliations:
- Kirov Military Medical Academy
- Issue: Vol 1, No 2 (2025)
- Pages: 95-100
- Section: Historical article
- Submitted: 23.12.2024
- Accepted: 31.12.2024
- Published: 30.06.2025
- URL: https://manmiljournal.ru/hmj/article/view/643320
- DOI: https://doi.org/10.17816/hmj643320
- EDN: https://elibrary.ru/IYSGZI
- ID: 643320
Cite item
Full Text
Abstract
Today, the contemporary generation of medical officers faces new challenges and problems that require the transformation of professional training for the Armed Forces of the Russian Federation. The paper describes the key problems that the Military Medical Academy and the entire system of medical education of the USSR faced during the Great Patriotic War, as well as the steps taken by the management of the Academy. These steps enabled them to maintain high standards of education at the institution and promote the professional advancement of graduates to meet the requirements of the combat units at the frontline and the national logistics and supply services. The paper also studies the effects of the Academy’s scientific achievements during the war, which transformed the training principles for civilian medical personnel based on the unique aspects of providing support to the wounded in combat. Furthermore, it considers the role of the Department of Physical Training in the education of the Academy’s military personnel during wartime and today. The paper provides a qualitative assessment of the importance of physical training in the rehabilitation and adaptation of injured military personnel. An analysis of pedagogical approaches and concepts from the perspective of the military history can show the strengths and weaknesses of the curriculum of past and present curricula, thereby enabling the development the most effective methods of training and improving the higher education.
Full Text
Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова на протяжении уже более чем 225 лет готовила и продолжает воспитывать высококлассных специалистов в области медицины и фармакологии. Даже в самые тяжелые времена для нашей страны и всего мира в целом работники академии совершали выдающиеся открытия, имевшие огромное значение для будущего развития мировой лечебной практики, продолжалась активная подготовка первоклассных специалистов, сыгравших важную роль в истории нашего государства. В годы самой кровопролитной и жестокой войны Военно-медицинская академия не перестала существовать, но, напротив, готовила для фронта медицинские кадры, внесшие неоценимый вклад в достижение Великой Победы. На данный момент Военно-медицинская академия — единственное в России высшее военное учебное заведение, выпускающее специалистов медицинской службы. Ежегодно академия подготавливает военных врачей и фельдшеров, труд которых на поле боя и в госпиталях имеет исключительное значение.
В статье рассмотрены особенности процесса подготовки медицинских кадров для Вооруженных Сил СССР в стенах Военно-медицинской академии в годы Великой Отечественной войны (1941–1945), а также проанализированы достоинства и недостатки системы обучения того периода в сравнении с современным процессом подготовки и становления специалистов медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации.
В ходе проведенной работы был применен диалектико-материалистический метод как общий метод изучения исторических явлений, а также основные эмпирические методы, такие как историко-сравнительный, логический и статистический. В исследовании использовали следующие материалы: архивные данные фундаментальной библиотеки Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова; военно-исторические данные кафедр периода Великой Отечественной войны; исторические данные научных изданий об учебной и научной деятельности Военно-медицинской академии в годы войны.
Сложно представить, какие последствия могли бы возникнуть без упорного и самоотверженного труда военно-медицинских специалистов в годы Великой Отечественной войны. По некоторым данным, во время боевых действий военные медики спасли около 17 млн солдат из 22 млн госпитализированных. Специалисты оказывали своевременную и квалифицированную медицинскую помощь, благодаря которой в строй было возвращено порядка 72% раненых и 90% заболевших [1]. Особый вклад внесли именно выпускники и сотрудники Военно-медицинской академии, выполнявшие в годы боевых действий роль командиров и начальников в госпиталях, организаторов медицинской службы, специалистов, способных установить в кратчайшие сроки диагноз и на этом основании оказать правильную и точную медицинскую помощь.
Подготовка таких специалистов в условиях постоянного боя и общего полного упадка государства была отнюдь не простой. Профессорско-преподавательский состав значительно уменьшился, так как две трети его были направлены в командировки на фронт. Уже в первые дни войны на выполнение фронтовых задач отправились 144 профессора, врача и преподавателя с различных кафедр. Ввиду нехватки преподавательского кадрового состава лекционные потоки объединялись, аудитории во время проведения теоретических занятий были полностью заполнены курсантами. Сокращался и срок подготовки врачей из-за нехватки кадрового обеспечения медицинским персоналом фронта. Согласно директиве начальника Санитарного управления Красной армии «О мобилизационном учебном плане», срок обучения сокращался с 5 до 3 лет. Однако практически все военные врачи заканчивали свое обучение за 4 года. Так, набор 1938 г. был выпущен в мае 1942 г., набор 1939 г. — в июне 1943 г., набор 1940 г. — в апреле 1944 г. Всего за годы Великой Отечественной войны было выпущено 1828 военных врачей, причем наибольший выпуск состоялся в 1943 г. — 424 человека [1, 2].
Во всем Советском Союзе с началом военных действий встал вопрос об острой нехватке медицинских кадров и лиц профессорско-преподавательского состава медицинских учреждений. По всей стране подготовка медицинских кадров перешла на военные рельсы по примеру академии. Повышенные запросы фронта привели и к росту числа абитуриентов, в том числе за счет снижения требований для поступления, а именно, было принято решение о наборе на обучение на базе 9 классов. Такой подход, несомненно, оказал негативное влияние на качество медицинского образования, в связи с чем от него впоследствии отказались. Уже в ходе войны для повышения количества поступающих в медицинские вузы абитуриентов, окончивших школу на «хорошо» и «отлично», принимали на обучение без конкурса [3].
Сокращение срока обучения обусловливалось уменьшением часов, отведенных на изучение непрофильных дисциплин, при этом количество часов, выделенных для профильных предметов, оставалось прежним. Сокращали также и дни отпуска: летний отпуск уменьшали, а зимний и вовсе отменяли. Возрастало и количество часов в день на процесс обучения. В довоенное время на учебные занятия было отведено 36 ч практики, в военное же время — до 42 ч [4].
Поскольку специфика военной медицины в годы войны продемонстрировала важность оказания помощи при взрывных травмах, ожогах, пулевых и осколочных ранениях, научные достижения военно-полевой хирургии, эпидемиологии и военной гигиены способствовали распространению знаний и в системе медицинского образования гражданских университетов, в их тематические планы были включены дополнительные часы и даже дисциплины по этим важнейшим вопросам специфических знаний и навыков [3]. Стоит также отметить и работу кафедры физической подготовки. Количество часов практических и теоретических занятий, так же как и на клинических дисциплинах, не уменьшалось, так как знания и умения, переданные преподавателями кафедры, имели большое значение на поле боя. Кафедра физической подготовки уделяла особое внимание воспитанию у военнослужащих физической выносливости и некоторых других навыков, необходимых при непосредственном столкновении с вражеской стороной. Курсанты и слушатели регулярно отправлялись на ночные дежурства в различные клиники, дабы помочь фронту и усовершенствовать свои теоретические знания и практические навыки.
Тяжелые годы как для академии, так и для всего государства не смогли сломить преподавателей и обучаемых в стенах учебного заведения, но, напротив, их стремление помочь своему Отечеству способствовало мобилизации всех физических и моральных сил. Это позволяло продолжать важнейшую работу по обучению и подготовке высококвалифицированных специалистов военной медицины, чьи усилия были направлены на приближение Великой Победы.
Сегодня Военно-медицинскую академию им. С.М. Кирова составляют учебные и научные подразделения, в их числе 63 кафедры и 31 клиника, которые оказывают медицинскую помощь военнослужащим, их семьям, а также гражданским лицам. Учащиеся академии проходят обучение в составе восьми факультетов, осуществляется подготовка врачей для Сухопутных войск, Ракетных войск стратегического назначения, Воздушно-десантных войск, Воздушно-космических сил и Военно-морского флота. В академии ведется обучение граждан иностранных государств. Академия имеет очень богатую учебно-материальную базу, современные лаборатории и новейшее медицинское оборудование, позволяющие обучающимся отрабатывать свои профессиональные навыки во всех отраслях медицины. Как и в годы Великой Отечественной войны, сегодня курсанты — непосредственные участники оказания медицинской помощи, обучаемые и преподаватели отправляются в медицинские подразделения в зону проведения специальной военной операции, где выполняют задачи по своему профессиональному предназначению, совершенствуют практические навыки и знания о патологиях боевой травмы и способах оказания медицинской помощи при различных видах ранений.
В академии построен новейший спортивный комплекс, где обучаемые ежедневно могут улучшать свою физическую подготовку, оборудованы спортивные площадки и полосы препятствий, также способствующие повышению выносливости военнослужащих. Физическая подготовка и спортивно-массовая работа в академии организована в соответствии с Наставлением по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-2023), утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 20.04.2023 № 2301. Сегодня физическая подготовка играет немаловажную роль в реабилитации и адаптации после лечения военнослужащих, раненных в ходе боевых действий. Правильная методика и разрабатываемые кафедрой программы адаптивной физической культуры способствуют более качественной и эффективной реабилитации пациентов и сохранению ими способности продолжать свою профессиональную деятельность в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, что является немаловажным направлением современных медицинских исследований.
Каждый год академия выпускает специалистов, компетентных в своей деятельности, за счет высокого уровня материально-учебной базы, высокопрофессионального профессорско-преподавательского состава, новейшей техники и оборудования, а также работы командного состава академии. Учебное заведение развивается и улучшается с каждым годом. Выпускники и по сей день славятся своими отважными подвигами и героизмом на полях сражений, другие совершают большие открытия в различных областях медицины и науки, оказывают первоклассную медицинскую помощь как военнослужащим, так и гражданским лицам. Богатая история, опыт и современность академии во все времена демонстрировали миру профессионализм, высокий уровень знаний и непреодолимый дух российских военных врачей.
История академии насчитывает не один десяток лет, за это время она претерпела множество изменений, однако славные традиции русского офицерства и непрерывного стремления через тернии к звездам навсегда укоренились в принципах подготовки кадров медицинской службы. Особенности военного времени побудили изменить систему подготовки кадров, что отразилось в сокращении сроков обучения и снижении вступительных требований к абитуриентам. Такие изменения повлияли на качество процесса обучения, однако увеличение часов практики и возможность самостоятельного участия обучаемых в оказании медицинской помощи при боевых ранениях, несомненно, способствовали приобретению выпускниками академии специфических навыков военной медицины.
В сегодняшних условиях регулярные командировки лиц профессорско-преподавательского состава способствуют накоплению знаний об особенностях современных средств поражения и боевых травмах, что позволяет транслировать полученные данные последующим поколениям военных врачей. Система физической подготовки, существующая в академии, дает возможность многократно улучшить военно-профессиональные навыки будущих офицеров и закалить их характер и волю, что повышает профессионализм и готовность к боевым действиям и трудным испытаниям.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Вклад авторов. А.Н. Зубов — научное руководство, концепция исследования; Д.И. Янишевская — сбор данных литературы, написание текста рукописи, обобщение результатов исследования; А.В. Дукуль — сбор данных литературы, редактирование текста рукописи, оформление рукописи, написание итоговых выводов; В.В. Должиков — анализ и обобщение данных литературы, редактирование текста рукописи. Авторы одобрили версию для публикации, а также согласились нести ответственность за все аспекты работы, гарантируя надлежащее рассмотрение и решение вопросов, связанных с точностью и добросовестностью любой ее части.
Источники финансирования. Отсутствуют.
Раскрытие интересов. Авторы заявляют об отсутствии отношений, деятельности и интересов за последние три года, связанных с третьими лицами (коммерческими и некоммерческими), интересы которых могут быть затронуты содержанием статьи.
Оригинальность. При создании настоящей работы авторы не использовали ранее опубликованные сведения (текст, иллюстрации, данные).
Доступ к данным. Все данные, полученные в настоящем исследовании, доступны в статье.
Генеративный искусственный интеллект. При создании настоящей статьи технологии генеративного искусственного интеллекта не использовали.
Рассмотрение и рецензирование. Настоящая работа подана в журнал в инициативном порядке и рассмотрена по обычной процедуре. В рецензировании участвовали два внешних рецензента, член редакционной коллегии и научный редактор издания.
ADDITIONAL INFO
Authors’ contributions: A.N. Zubov: conceptualization, supervision; D.I. Yanishevskaya: references collection, writing—original draft, formal analysis; А.V. Dukul: references collection, writing— review & editing, formatting, final conclusions; V.V. Dolzhikov: formal analysis, writing—review & editing. All the authors approved the version of the draft to be published and agreed to be accountable for all aspects of the work, ensuring that issues related to the accuracy or integrity of any part of the work are appropriately investigated and resolved.
Funding source: No funding.
Disclosure of interests: The authors have no relationships, activities or interests for the last three years related with for-profit or not-for-profit third parties whose interests may be affected by the content of the article.
Statement of originality: No previously obtained or published material (text, images, or data) was used in this study or article.
Data availability statement: All data generated during this study are available in this article.
Generative AI: Generative AI technologies were not used for this article creation.
Provenance and peer-review: This paper was submitted unsolicited and reviewed following the standard procedure. The peer review process involved two external reviewers, a member of the editorial board, and the in-house scientific editor.
1 Приказ Министра обороны Российской Федерации от 20 апреля 2023 г. № 230 «Об утверждении Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации».
About the authors
Arkadii N. Zubov
Kirov Military Medical Academy
Email: zubov_arc@mail.ru
SPIN-code: 3736-1130
Cand. Sci. (Engineering)
Russian Federation, 6Zh Akademika Lebedeva st., Saint Petersburg, 194044Daria I. Yanishevskaya
Kirov Military Medical Academy
Email: dariasanofi@gmail.com
ORCID iD: 0009-0005-2614-5966
SPIN-code: 5741-6471
Russian Federation, 6Zh Akademika Lebedeva st., Saint Petersburg, 194044
Antonii V. Dukul
Kirov Military Medical Academy
Author for correspondence.
Email: antoniy.dukul@mail.ru
ORCID iD: 0009-0003-0970-7635
SPIN-code: 7099-3413
Russian Federation, 6Zh Akademika Lebedeva st., Saint Petersburg, 194044
Viktor V. Dolzhikov
Kirov Military Medical Academy
Email: 3562723@mail.ru
Russian Federation, 6Zh Akademika Lebedeva st., Saint Petersburg, 194044
References
- Gladkikh PF. S.M. Kirov Military Medical Academy in the Great Patriotic War of 1941–1945 (to the 70th anniversary of the Victory). Bulletin of Semashko National Research Institute of Public Health. 2016;(2):99–102. (In Russ.) EDN: WLWKWH
- Kosachev ID. Departments and clinics of the Academy during the Great Patriotic War (1941–1945) (from the history of the clinical base of the Military Medical Academy). Zdorov’e — osnova chelovecheskogo potentsiala: problemy i puti ikh resheniya. 2022;17(3):1432–1434. (In Russ.) EDN: PJFIFB
- Sukhareva IV, Sandyrev KYu. Training of medical personnel for evacuation hospitals of Bashkortostan during the Great Patriotic War. Herald of the academy of sciences of the Republic of Bashkortostan. 2024;52(3):29–35. EDN: LVUMUJ doi: 10.24412/1728-5283-2024-3-29-35
- Chizh IM, Rusanov SN. Peculiarities of training of military medical staff during the Great Patriotic War. Military Medical Journal. 2016;337(10):71–77. EDN: XBTEPH
Supplementary files
