Kirov Military Medical Academy’s contribution to medical support of the Red Army during World War II
- Authors: Bogza K.A.1, Sarkisova Y.E.1, Morozova N.A.1
-
Affiliations:
- Kirov Military Medical Academy
- Issue: Vol 1, No 1 (2025)
- Pages: 11-16
- Section: Historical article
- Submitted: 24.12.2024
- Accepted: 05.01.2025
- Published: 27.04.2025
- URL: https://manmiljournal.ru/hmj/article/view/643361
- DOI: https://doi.org/10.17816/hmj643361
- ID: 643361
Cite item
Full Text
Abstract
This paper is dedicated to the 80th anniversary of the Victory in the World War II in 1941–1945. It analyzes the contribution of the Military Medical Academy to the medical support of the Red Army during the war and to the Victory. It outlines the key and significant stages of medical support for the army, from establishing a field medical service to organizing education in the evacuated academy. The review is based on the analysis of archival documents, memoirs, and scientific publications, which allows to assess the development of the military medical system, its impact on the efficiency of the army’s medical procurement, and the reduction of sanitary losses. The paper provides facts about the significant reforms implemented at the Academy in the pre-war and war periods, aimed at strengthening the control over the quality of training, accelerating the graduation of specialists, and developing new treatment modalities. The authors emphasize the necessity of studying the history of the Military Medical Academy in preserving the memory of the heroism of its personnel and fostering patriotic consciousness. This is especially true in the contemporary context, when historical facts are subject to distortion. The Academy’s contribution to the Victory is an indisputable proof of the importance of medicine in combat scenarios, and its scientific achievements are still relevant in current military medical education and practice.
Full Text
Для Советского Союза Великая Отечественная война стала не только самой трагической страницей в истории всего Российского государства, но и опытом, отразившим самоотверженность и силу советского народа. Для граждан Российской Федерации День Победы — особенный праздник, святой для каждого из нас.
В 2025 г. вся страна отмечает юбилейную дату — 80 лет со дня Великой Победы, символа подвига участников Великой Отечественной войны, символа единства в борьбе с фашизмом. Всей страной мы преклоняемся перед подвигом нашего народа, стариков, детей, отцов и матерей. Каждый год мы с особым трепетом вспоминаем тех героев, которые ценой здоровья и жизни добились Победы над сильным врагом и не дали ему захватить нашу Родину, подарили будущим поколениям мирное небо над головой.
Во время Великой Отечественной войны вчерашние выпускники академии становились героями, самоотверженно трудясь на полях сражений. Их вклад в достижение общей Победы неоценим, ведь их усилиями была проделана колоссальная работа по совершенствованию системы медицинского обеспечения Красной Армии, позволившей вернуть в строй огромное количество бойцов.
В ходе исследования был применен диалектико-материалистический метод в качестве общего метода для исследования исторических событий, а также основные эмпирические методы — логический, статистический и историко-сравнительный.
В исследовании использовались следующие материалы: архивные данные фундаментальной библиотеки Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова; исторические данные научно-исследовательских изданий о научной и учебной деятельности Военно-медицинской академии в довоенное время и годы войны; военно-исторические сведения кафедр периода Великой Отечественной войны.
Так как мобилизационные ресурсы по большей части были образованы из военнослужащих женского пола, которые среди врачей включали в себя 63,5%, фельдшеров — 84,5%, стоматологов — 80%, накануне войны в медицинской службе Красной Армии стоял неотложный вопрос комплектования специалистами мужского пола.
Рассматривая ситуацию, которая возникла в связи с дефицитом кадров в медицинской отрасли, можно сделать вывод, что действующие войска оказались недостаточно укомплектованы медицинскими работниками (на 49% потребности).
Еще в довоенное время, понимая нехватку медицинских специалистов в войсковых подразделениях, руководство академии начало преобразовывать систему образования, способствуя выпуску большего количества специалистов и повышению уровня их квалификации за счет улучшения системы образования.
Изменения коснулись системы самостоятельной подготовки обучаемых в стенах академии, был усилен контроль со стороны профессорско-преподавательского состава, проведено оборудование всех учебных классов и аудиторий необходимыми методическими и демонстрационными материалами. Произошли сдвиги и в военной подготовке будущих офицеров, взят курс на получение знаний и навыков, в которых остро нуждались представители войскового звена.
С началом Великой Отечественной войны на фронт отправилось больше половины преподавателей и профессоров Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова. Их задача состояла в том, чтобы вернуть в строй как можно больше воинов. Именно это считалось победой советской медицинской науки. Всех начальников кафедр хирургии сделали главными хирургами фронтов. И эти люди работали не покладая рук, стремясь помочь всем, чем они могут, и морально, и физически, не оставаясь равнодушными ни к кому из раненых солдат [1].
Стоит отметить, что в ноябре 1941 г. начальствующий, профессорско-преподавательский составы и часть слушателей были эвакуированы в г. Самарканд. При этом части личного состава пришлось пройти до 200 км пешком. Всего эвакуировали 2591 человек. Это была вынужденная мера, так как по территории академии совершались регулярные бомбардировки и артобстрелы противника. Из-за них в 1941 г. были ранены и убиты сотрудники кафедр и находившиеся на излечении раненые бойцы, 18 слушателей академии. Среди умерших профессор кафедры травматологии Г.И. Турнер, профессор-химик М.Д. Ильин, профессор Б.С. Дойников [1]. Была разрушена кафедра нервных болезней, повреждены клиники психиатрии, детских болезней, инфекционных болезней, а также здание Естественно-исторического института. До эвакуации слушателям неоднократно приходилось возвращаться на занятия сразу после ликвидации пожаров, возникавших из-за налетов противника.
В июне 1941 г. был введен учебный план военного времени, по которому учебное время увеличилось до 8 часов в день. Для довоенного набора ввели переходные учебные планы. С сентября 1942 г. сократили сроки обучения для первого и второго курсов. А на 1 сентября была установлена штатная численность обучающихся: первый и второй курс — по 150 человек, третий курс — 500 человек, четвертый и пятый курсы — 450 человек. В помощь академии из Ленинграда были отправлены вагоны с материальным имуществом. По словам начальника академии П.П. Гончарова, это позволило академии «встать на ноги» [2].
В октябре 1942 г. из Куйбышевского военно-медицинского института прибыли на места командующий состав, преподаватели и слушатели, а к концу года поступило и имущество. В Красную Армию на должности военных фельдшеров были отправлены слушатели.
Несмотря на условия и высокую загруженность учебных часов, научно-исследовательская работа продолжалась и проводилась на всех направлениях не только по приказу руководства, но и по самостоятельным темам. В эвакуированной академии были созданы военно-научные сообщества (рис. 1), в которых были задействованы преподаватели и слушатели, оглашались проблемы лечения и реабилитации боевых травм и расстройств психики в военных условиях. Созданы три сборника трудов сотрудников академии и госпиталей.
Рис. 1. Заседание Ученого совета академии в г. Самарканде, 1943 г. [1].
Fig. 1. The Academy Academic Board meeting in Samarkand, 1943 [1].
Вернуться обратно академии получилось только после снятия блокады Ленинграда. Указ о реэвакуации был издан в феврале 1944 г., а завершить ее стало возможным к концу лета.
Не стоит умалчивать о самоотверженной работе клиник в Ленинграде в условиях блокады. Сортировка раненых проходила в очень короткие сроки после получения ранения. Это позволило врачам акцентировать внимание на протекании процесса воспаления и заживления, оценить результативность методов их лечения и уделить внимание научным работам, посвященным исследованию боевых травм.
Командующим звеном подразделений медицинской службы Советской Армии стали те врачи, которые успели закончить обучение до начала войны, так как они имели ценные военно-медицинские знания. Благодаря такому укомплектованию военно-медицинских кадров была подготовлена и осуществлена система поэтапного лечения, которую своевременно ввели на фронте.
Военно-медицинская академия в военное время выпустила и отправила на фронт 1829 кадров, значительно увеличив учебное время и тем самым сократив общее время обучения. Общий итог академии: пять выпусков полковых врачей (1800 человек) и три выпуска слушателей лечебно-профилактического и командно-медицинского факультетов (220 человек).
Представители академии были и на тех участках фронта, которые первыми начали отражать атаки фашистской армии. Когда запасные силы еще не успели попасть на театр боевых действий, чтобы помочь действующей армии в бою, вчерашние слушатели оказывали помощь раненым солдатам. Они обладали важнейшими качествами, такими как профессионализм, отвага, верность делу, коллективизм, сострадание и сила духа. Эти черты помогли им выполнять свой врачебный долг не только в мирной жизни, но и во время ожесточенных боев Великой Отечественной войны, они спасали солдат от смерти на поле боя и спустя кратчайшие сроки возвращали их обратно в строй.
В парадном зале академии увековечены более пятисот имен тех героев, выпускников и сотрудников, кто пал в боях за защиту нашей Родины. В Советской Армии каждый десятый был выпущен из стен нашей академии, а каждый пятый врач действующей армии — ее воспитанник.
Выпускники последних предвоенных лет и военных лет понесли самые большие потери.
Особенно большой процент среди погибших пришелся на выпуск после начала войны, в июне 1941 г., из их числа погибло около 27% новоиспеченных военных врачей (рис. 2).
Рис. 2. Сравнение количества потерь медицинской службы из числа выпускников академии.
Fig. 2. Comparison of casualties of medical service personnel among the graduates of the Academy.
Ближе к победе в Великой Отечественной войне вышли в свет многотомный сборник работников академии «Опыт советской медицины в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и «Энциклопедический словарь военной медицины». Итогом научной работы академии в годы войны стали более 100 диссертационных работ, в том числе около 50 докторских, а также 720 научно-исследовательских работ оборонного значения. Исходя из этого, можно сделать вывод, что научно-исследовательская работа академии сохранялась и развивалась даже в условиях эвакуации [3].
Девять воспитанников академии награждены полководческими орденами, которых было всего двенадцать на военных врачей всей Красной Армии. По итогам войны начальник академии Л.А. Орбели получил звание Героя Социалистического Труда.
Е.И. Смирнов (начальник Военно-медицинской академии в 1953 г.; рис. 3), устанавливая значение академии, утверждал: «...академия сделала огромную услугу нашей Красной Армии, нашему Ленинградскому военному округу. Это учреждение по первому намеку... почти все свои кадры отдало на фронт. Это академия расширила коечную сеть в 2,5 раза, это академия создала мощный подвижный госпиталь, представленный всеми видами специальностей на фронте. Я никак не могу пройти мимо, чтобы не отметить эту заслугу Военно-медицинской академии в деле успешного выполнения задач санитарной службы» [1].
Рис. 3. Е.И. Смирнов [1].
Fig. 3. E.I. Smirnov [1].
Для продолжения научной деятельности и учебного процесса академия была успешно эвакуирована в г. Самарканд, где готовились новые кадры, слушатели продолжали обучение. Проведенная реорганизация госпиталей продемонстрировала эффективность в условиях военного времени. Нельзя забывать и о самоотверженном труде врачей госпиталей, которые проявили мужество и профессионализм в тяжелых условиях блокадного Ленинграда, работая при недостатке материального и кадрового обеспечения. Профессорско-преподавательским составом Военно-медицинской академии был также сформирован Куйбышевский военно-медицинский институт, который обеспечивал нужды фронта в квалифицированных медицинских кадрах, помогал эвакуированной академии, поставляя хозяйственное имущество и выделяя профессорско-преподавательский состав; с 1940 по 1942 г. из него выпустилось примерно две тысячи военных врачей специалистов.
Важнейшим вкладом Военно-медицинской академии в совершенствование медицинского обеспечения Красной Армии является разработка и успешная реализация процесса лечебно-эвакуационного обеспечения войск, который представляет собой и практически, и теоретически обоснованное определение этапного лечения больных и раненых с их незамедлительной эвакуацией по назначению, что остается и по сей день важнейшим принципом оказания медицинской помощи в ходе боевых действий [4]. В период войны приобрело важное значение своевременное оказание первой медицинской помощи, изучены и обновлены методы сбора и эвакуации раненых в условиях боя. Знания, профессионализм, гуманность и преданность долгу позволили воспитанникам академии уменьшить количество санитарных потерь в Великой Отечественной войне и повысить процент раненых, вернувшихся в строй.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Вклад авторов. Все авторы внесли существенный вклад в разработку концепции, проведение исследования и подготовку статьи, прочли и одобрили финальную версию перед публикацией. Личный вклад каждого автора: К.А. Богза — научное руководство, концепция исследования; Я.Э. Саркисова — сбор данных литературы, написание текста рукописи, обобщение результатов исследования; Н.А. Морозова — сбор данных литературы, редактирование текста рукописи, оформление рукописи, написание итоговых выводов.
Источник финансирования. Авторы заявляют об отсутствии внешнего финансирования при проведении исследования.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.
ADDITIONAL INFO
Authors’ contributions: All authors made a substantial contribution to the conception of the study, acquisition, analysis, interpretation of data for the work, drafting and revising the article, final approval of the version to be published and agree to be accountable for all aspects of the study. Personal contribution of each author: K.A. Bogza: review supervision, conceptualization; Ya.E. Sarkisova: data collection, writing the manuscript, summarizing the results; N.A. Morozova: data collection, proofreading and editing the manuscript, formatting, writing final conclusions.
Funding source: This study was not supported by any external sources of funding.
Competing interests: The authors declare that they have no competing interests.
About the authors
Kirill A. Bogza
Kirov Military Medical Academy
Email: bogza2005@mail.ru
SPIN-code: 9328-8056
Cand. Sci. (Military sciences), Associate Professor
Russian Federation, Saint PetersburgYana E. Sarkisova
Kirov Military Medical Academy
Email: yanasarkison@gmail.com
ORCID iD: 0009-0002-7631-4404
Russian Federation, Saint Petersburg
Nadezda A. Morozova
Kirov Military Medical Academy
Author for correspondence.
Email: nadezhda.morozova.205@mail.ru
Russian Federation, Saint Petersburg
References
- Kryukov EV, editor. The Great Patriotic War in the fates of our teachers: memories. Saint Petersburg: VMedA; 2023. 215 p.
- Elizariev SV, Lemeshkin RN, Klyuchnikov PB. The military medical academy during the Great Patriotic War. Military Medical Journal. 2015;336(5):57–63. EDN: WEAHSD
- Matveev SA, Shalygin LD, Borschev GG, Makhnev DA. Unprecedented scientific feat of scientists — physicians and medical siege of Leningrad. Bulletin of Pirogov National Medical & Surgical Center. 2015;10(4):130–131. EDN: WIBHHHJ
- Knopov MS, Taranukha VK. Contribution of Soviet medicine to the Great Victory. Clinical Medicine. 2015;93(5):8–17. EDN: TWMLLT
Supplementary files
