Alexander Monakhov (1914–1981): a Soviet-style library director

Мұқаба


Дәйексөз келтіру

Толық мәтін

Аннотация

There is a period in the history of the Military Medical Academy library that has been unmeritedly overlooked by historians: the era of so-called developed socialism, which flourished in the 1970s. However, in contemporary realities of a generational crisis of values and an active search for traditional moral and spiritual values, understanding the Soviet experience may be very useful. To adequately understand that period, it is important to remember that in the USSR, libraries, including university libraries, were a key ideological institution. The criterion for selecting library directors was their active social life position. One of the most prominent representatives of the post-war generation of library directors is Alexander Monakhov, who devoted his life to military medicine and the Military Medical Academy. For many years, he worked in the Academy’s educational department, including as its deputy head. He sought to promote the development of the best possible forms and methods of organizing and planning the educational process and use of various advanced teaching methods and tools. After retiring, he headed the library for 11 years, from 1970 to 1981. Monakhov belonged to a group of library directors who could quite appropriately be called fighters on the ideological front. He attached equal importance to the library in the training of professionals and the formation of their personality, values, ideals, behavioral standards and imperatives, and their attitude to their profession and patients. The Academy’s library under Monakhov had a high profile. It was always the center of academic life. The library had a collegial advisory body—a council—that included professors and heads of most departments and hospitals. Recognizing the growing demand for cultural, educational, historical, patriotic, and moral activities, library staff are attempting to revive the library’s ideological function through book exhibitions, presentations, and behind-the-scenes and club events. In this, we can rely on the experience of Soviet generations.

Толық мәтін

ВВЕДЕНИЕ

Полковник медицинской службы Монахов Александр Степанович возглавлял Фундаментальную библиотеку Военно-медицинской академии (ВМА) на протяжении 11 лет с 1970 по 1981 г., в эпоху так называемого «развитого социализма». Сегодня мы можем с уверенностью утверждать, что это один из наиболее благодатных периодов в истории нашей страны: мирное время, полное надежд и свершений. Советский этап российской истории еще ждет своего объективного осмысления, очищенного от идеологической пристрастности и эмоций. В полной мере эта максима относится и к восполнению белых страниц, связанных с именами послевоенного поколения руководителей библиотеки ВМА: А.Г. Дыканова (1951–1956), А.А. Рачкова (1956–1970), А.С. Монахова (1970–1981) (рис. 1), О.А. Дербенева (1983–1990).

 

Рис. 1. А.С. Монахов. © Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, 2025. Публикуется с разрешения правообладателя. Источник: архив библиотеки ВМедА.

Fig. 1. Alexander Monakhov. © Kirov Military Medical Academy, 2025. Published by courtesy of the rightholder. Source: Kirov Military Medical Academy’s library archive

 

Хронологическая отстраненность, временная дистанция открывают перед нами возможность объективной оценки. Однако важно помнить, сколь опрометчиво судить о прошлом по канонам современности. Оценить роль и масштаб личности в истории можно только в контексте эпохи, которой эта личность принадлежала: без понимания духа времени, его вызовов и тенденций, нормативно-ценностных устоев объективными и справедливыми быть невозможно. Именно с этих позиций имеет смысл подходить к рассмотрению общественных и профессиональных достижений А.С. Монахова.

СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ

Карьера А.С. Монахова служит образцом воплощения наиболее распространенной схемы советской вертикальной мобильности. Александр Степанович родился 19 мая 1914 г. в г. Ленинграде в рабочей семье. Его отец Степан Федосеевич работал маляром, мать Анна Николаевна — прядильщицей фабрики «Возрождение», выдвигалась в депутаты Ленинградского городского Совета трех созывов, т. е. была человеком общественно активным. Во время Великой Отечественной войны родители оставались в блокадном Ленинграде. Братья Александра Степановича — Владимир и Анатолий — воевали1.

Александр после школы с 1931 по 1934 г. работал слесарем на заводах «Промет» и «Петрозавод». С 1934 по 1939 г. учился в ВМА, после ее окончания направлен в войска, где прошел путь от старшего врача части до начальника гарнизонной поликлиники, приобрел опыт организации медицинского обеспечения войск в боевых условиях2.

С 1939 по 1943 г. пребывал в войсках Монгольской народно-революционной армии (МНРА) в качестве старшего врача полка, начальника дивизионного госпиталя, начальника центральной поликлиники МНРА. С 1943 по 1945 г. занимал должность начальника фронтовой поликлиники войск Забайкальского фронта. В 1945 г. находился с войсками Забайкальского фронта на территории Маньчжурии, принимая участие в боях с японцами. Возглавлял медицинскую часть штаба 12-й Воздушной армии.

В конце 1945 г., имея боевой опыт за плечами, вернулся в Ленинград. Местом его службы стала ВМА, где он последовательно исполнял обязанности помощника начальника учебного отдела, начальника учебной части лечебно-профилактического факультета и факультета усовершенствования врачей, заместителя начальника учебного отдела академии3. С 1951 по 1966 г. являлся нештатным военным цензором академии. Воинское звание полковника медицинской службы Монахов получил в июне 1950 г.

За годы работы в учебном отделе А.С. Монахов внес много существенных новшеств в организацию учебного процесса в академии, стремясь повысить качество подготовки военно-медицинских кадров для Вооруженных Сил СССР. Особое значение он придавал разработке и унификации учебных планов, логистическому обоснованию интеграции изучаемых дисциплин, усилению профильной, практической и военно-медицинской направленности обучения4. Он стремился способствовать выработке наиболее оптимальных форм и методов организации и планирования учебного процесса, применения различных современных методов и средств обучения5.

Со школьной скамьи и на протяжении всей жизни А.С. Монахов был человеком общественно и политически деятельным, или, как тогда говорили, активистом, сначала комсомольским, затем партийным. Комсорги, парторги — это были люди особого, инициативного и лидерского, склада. Их активная жизненная позиция являлась весьма прагматичным типом поведения, т. к. открывала более широкие жизненные, карьерные возможности. А.С. Монахов занимал руководящие позиции в комсомольских организациях, партийных бюро по месту работы. В 25 лет получил партбилет КПСС. Избирался секретарем партбюро управления ВМА, заместителем секретаря партийной комиссии академии. Таким образом, прошел отличную школу, формирующую организаторские и коммуникативные качества комсомольского и партийного вожака6.

Коллеги отмечали такие черты характера Александра Степановича, как деловитость и доброжелательность, требовательность и тактичность, принципиальность и «подлинная партийность в отношениях с профессорско-преподавательским составом, слушателями и сослуживцами»7.

После увольнения в отставку в 1970 г. Александр Степанович был назначен начальником Фундаментальной библиотеки академии. И подошел к этому назначению совсем не формально, сделав библиотеку новой сферой своей самореализации. Предшествующий руководящий и методический опыт позволил Александру Степановичу мыслить масштабно и функционально, рассматривая библиотеку в качестве важного компонента всего комплекса научной, образовательной и лечебной деятельности ВМА.

ЗНАЧЕНИЕ БИБЛИОТЕКИ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Как организатор учебного процесса, А.С. Монахов не мог недооценивать роль академической библиотеки в системе подготовки кадров. Он был уверен в том, что «медицинская библиотека с ее многообразной и многосторонней системой справочно-информационного обслуживания является не промежуточным, а главным звеном этой системы, от грамотного и слаженного функционирования которого зависит качество образования медицинских работников»8.

Библиотека, будучи структурным подразделением вуза, подчинена целям и задачам развития этого вуза. Сам же вуз включен в более широкую социально-экономическую рамку и тоже подвержен влиянию внешних факторов, определяющих его настоящее и будущее [1]. Общественные изменения задают смену акцентов в целевом назначении высшего образования, а это неизбежно приводит к трансформации не только целей и методов деятельности вузовских библиотек, но и их миссии: «Миссия вузовских библиотек кардинально меняется с изменением идеологии и запросов общества» [2].

В годы работы А.С. Монахова Военно-медицинская ордена Ленина Краснознаменная академия имени С.М. Кирова, как одно из крупнейших многопрофильных учреждений Советских Вооруженных Сил, переживала период научного подъема и расцвета. Это было одновременно и высшее военно-учебное заведение, готовившее военных врачей, и учреждение с функциями института усовершенствования специалистов, и крупное научно-исследовательское учреждение, разрабатывавшее основные проблемы военно-медицинской науки, и, наконец, крупное лечебное учреждение, коечная сеть которого непрерывно росла и специализировалась. Академия по праву занимала особое место в развитии отечественной медицинской науки, в деле подготовки военно-медицинских кадров9.

Какие документы регламентировали деятельность вузовских библиотек того времени? Типовое положение о библиотеке вуза, впервые принятое в 1938 г., пересмотренное в 1945 и 1962 г., закрепило за ней статус научного, учебно-вспомогательного и культурно-просветительного учреждения и определило ее задачи: «Обеспечение литературой и научно-библиографическое обслуживание профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников, аспирантов, студентов, учебно-вспомогательного персонала, рабочих и служащих данного вуза и других высших и средних специальных учебных заведений соответствующего профиля; содействие коммунистическому воспитанию студенческой молодежи <...>, широкая пропаганда научной литературы и библиографических материалов по профилю высшего учебного заведения» [3, с. 75].

Концептуальное видение роли библиотеки в научной и учебной жизни академии А.С. Монахова в полной мере исходило из этого положения. Он считал, что «библиотека имеет важное значение в деле улучшения подготовки медицинских кадров, для научной и практической работы врача»10.

Александр Степанович ставил перед библиотекой следующие практические задачи: создать фонды высокого качества, соответствующие интересам читателей академии; сделать систему каталогов, содержание и структура которых облегчают пропаганду и рекомендацию изданной прежде, но ценной в научном отношении, а также новейшей специальной литературы; обеспечить оперативной информацией читателей о важной для них литературе, обязательной и рекомендованной для всех категорий обучающихся; активно вести идейно-воспитательную и просветительскую работу в библиотеке11.

Существовала определенная система показателей работы вузовской библиотеки, на их основе составлялись отчеты о ее деятельности. Эти показатели «в значительной степени соответствовали основным статистическим показателям, характерным и для других библиотек: объемы фондов, количество читателей, посещаемость, книговыдача и книгообеспеченность учебного процесса» [4]. Важным показателем была и полнота комплектования фонда профильной литературой. Полнота, к слову сказать, исчерпывающая: библиотека ВМА получала в соответствии с федеральным законодательством платный обязательный экземпляр литературы по медицине и смежным дисциплинам, издаваемой на территории СССР.

На момент руководства Монахова в фондах библиотеки насчитывалось почти 1 млн 750 тыс. единиц хранения — экземпляров отечественной и иностранной научной медицинской литературы. Библиотека хранила и продолжает хранить уникальную коллекцию редчайших зарубежных книг, изданных в XVI–XVIII вв. Выписывалось около пятисот названий журналов, в том числе периодика стран социалистического содружества, а также многие западноевропейские и американские издания12. Курсанты и слушатели академии получали в библиотеке все учебники и учебные пособия, рекомендованные программами. И кроме того, «в библиотеке имелся широкий выбор общественно-политической литературы, способной удовлетворить запросы постоянного и переменного состава академии»13 (рис. 2).

 

Рис. 2. А.С. Монахов с сотрудниками. © Военно-медицинская академия, 2025. Публикуется с разрешения правообладателя. Источник: архив библиотеки ВМедА.

Fig. 2. A.S. Monakhov and his colleagues © Kirov Military Medical Academy, 2025. Published by courtesy of the rightholder. Source: Kirov Military Medical Academy’s library archive.

 

При Монахове осуществлено внедрение новых, прогрессивных форм библиотечного обслуживания читателей. «Ограниченность времени курсанта, слушателя, врача, преподавателя, ученого для работы с литературой, но в то же время необходимость в срок и в полном объеме изучить рекомендованную учебную, научную литературу, быть в курсе новых фактов и открытий заставляет сотрудников Фундаментальной библиотеки академии искать новые методы активной помощи нашим многочисленным читателям», — так пишет Монахов в своей статье в газете «Военный врач» от 1977 г.14.

Огромное значение коллектив библиотеки придавал информационной и библиографической работе. Основной базой ее являлся справочно-информационный зал, фонды которого состояли из первичных и вторичных источников информации. В этом зале осуществлялось постоянное — в течение всей недели, включая воскресные дни, — дежурство опытного библиографа.

При Монахове в библиотеке функционировали два читальных зала: для профессорско-преподавательского состава и курсантов. На полках открытого доступа там были представлены новинки в области медицины, общественно-политическая, военно-патриотическая литература, энциклопедии, справочники, реферативные издания. Имелись подшивки многих газет, общественно-политические и научно-популярные журналы15. Таким образом, часть литературы делалась более доступной читателю, он мог пользоваться ею самостоятельно, без посредничества библиотекаря. Это был открытый доступ к фонду в том значении, которое придавалось данному понятию в те далекие, доинтернетовские времена.

Самым напряженным периодом в работе библиотеки являлись дни выдачи учебной и научной литературы в начале учебного года. Этому предшествовала большая и трудоемкая работа по перерегистрации читателей, внутренней расстановке возвращенной ими литературы16.

Библиотека была активно включена в коммуникацию с другими подразделениями академии, будь то организация выставок или проведение конференций — книга всегда находилась в центре внимания всех мероприятий.

Имели место и выставки, ориентированные на профессиональное информирование: подбор литературы по актуальным вопросам биологии и медицины, мемориальной литературы видных ученых академии и т. д. К примеру, выставка медицинских учебников и учебных пособий, изданных в стране в 1976–1977 учебном году.

Согласно воспоминаниям современников, и как сам Монахов писал в своих статьях и заметках о библиотеке, большой популярностью пользовались регулярно проводимые в библиотеке «Дни информации», во время которых выставлялась вся поступившая в библиотеку новая литература. Книги располагались, для удобства читателей, в систематическом порядке. «Дни информации» проводились ежемесячно во вторник и среду первой недели месяца. Посетителей библиотеки в эти дни консультировали библиограф и референт-переводчик17. Например, 7 и 8 сентября 1976 г. в библиотеке были проведены «Дни информации»: сотрудники представили новые поступления в фонд за последние два месяца — свыше двух тысяч экземпляров литературы. Читатели получили консультации не только библиографов, референтов-переводчиков, но и сотрудника научного отдела по вопросам рационализации и изобретательства18.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ БИБЛИОТЕКИ И МЕДИЦИНСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ

Для адекватного понимания достижений того исторического периода нельзя забывать о том, что «библиотеки в СССР, в том числе библиотеки вузов, были одним из основных идеологических институтов. И именно вузовские библиотеки первыми приняли на себя просветительскую функцию, подчиненную государственной идеологии» [1, с. 75]. В СССР работа библиотек, как и вся культурно-просветительная деятельность, в значительной степени была ориентирована на выполнение идеологических задач и воспитание советского гражданина — строителя коммунизма. Решение этой задачи в библиотеках вузов коррелировалось с учебно-научными функциями [1, с. 76].

Библиотечная деятельность С.А. Монахова относится к периоду расцвета социализма в нашей стране, с его масштабными социальными и научными проектами, хорошо работающими социальными лифтами, одним из которых — самым надежным — являлось получение высшего образования, особенно такого престижного, как военно-медицинское. Требования к качеству образования были высокими, критерии качества жесткими. Концепция профессиональной подготовки не сводилась к приобретению профессиональных знаний, умений и навыков — или, говоря современным языком, компетенций. Формирование личности советского врача, воспитание профессионала представляло по тем временам понятие более широкое, чем профессиональное обучение. В нем профессиональная составляющая была неотделима от моральной составляющей. В ее основе лежала иная, нежели сегодня, система идеалов и ценностей: ее смысл заключался не в оказании услуг населению, а служении, исполнении профессионального и человеческого долга19. Сегодня эти слова могут вызвать у некоторых снисходительную и ироническую улыбку, но тогда они имели большое значение.

Выпускниками ВМА были не просто высококвалифицированные профессионалы медицинского профиля, это были советские военные врачи, т. е. особым образом мотивированная профессиональная когорта. Воспитанники столь престижного учебного заведения, как ВМА, становились советской медицинской элитой. Осознание принадлежности к элите наполняло их чувством чести и собственного достоинства.

Им также был свойствен не только патриотизм по отношению к Родине, но и то, что можно назвать корпоративным патриотизмом — честь принадлежности к академии, гордость быть наследниками великих предшественников, составляющих ее величие и славу. Это чувство причастности возникало не само по себе, его могло дать только знание истории, научных достижений, великих имен, связанных с alma mater.

Для понимания духа времени, сути той исторической эпохи, необходимо знать, что основой концепции преподавания в годы советской власти являлся принцип, выраженный в следующих словах И.В. Сталина: «Нет необходимости, чтобы специалист-медик был вместе с тем специалистом по физике или ботанике и наоборот. Но есть одна отрасль науки, знание которой должно быть обязательным для большевиков всех отраслей науки, — это марксистско-ленинская наука об обществе, о законах развития общества, о законах развития пролетарской революции, о законах развития социалистического строительства, о победе коммунизма»20. На этом принципе основывалась и научно-исследовательская, и преподавательская (учебная) деятельность советских вузов.

Единственно научным мировоззрением считалось материалистическое мировоззрение. Идеологический примат материалистического мировоззрения над идеалистическим полагался неоспоримым, что приобретало особое значение в медицинском образовании: «Установление плановости и единства, а также партийности в подготовке специалистов — вот основа, на которой формировалось военно-медицинское образование»21. Помимо высокого уровня профессионализма от выпускника вуза требовалась еще и коммунистическая сознательность. В формировании того и другого активно участвовала вузовская библиотека [4].

А.С. Монахов в полной мере принадлежал к плеяде библиотечных руководителей, которых уместно назвать «бойцами идеологического фронта». В период его руководства идеологической составляющей в работе библиотеки придавалось главенствующее значение. Доктрина руководства чтением, базовая для советских библиотек, проникла и сюда.

Монахов полагал, что библиотека играет важную роль в равной мере и в деле подготовки специалиста, и в формировании его личности, его ценностей и идеалов, норм и императивов поведения, отношения к своей профессии и к пациентам. Формирование особого склада личности советского врача осуществлялось на основе лучших образцов для подражания. Краеугольным камнем такой личности являлась убежденность, сознательность, поэтому ставка делалась на развитие критического мышления — на умение отстаивать свои убеждения через диспут, публичную дискуссию. Это одна из главных причин, почему библиотека являлась дискуссионной площадкой, местом встреч с интересными людьми.

Идеологические задачи были выставлены на первое место по своему значению в библиотечной работе. Идейно-воспитательная работа, пропаганда и разъяснение политики партии для формирования «правильного» идейного мировоззрения читателей библиотеки шли рука об руку с «руководством чтением». Главным направлением идеологической работы являлась пропаганда общественно-политической литературы, произведений классиков марксизма-ленинизма, решений XXV съезда КПСС. Этой цели подчинялись все формы массовой пропаганды: выставки, научно-практические конференции, обзоры и т. п.22.

Отдавая дань политпросвещению и военно-патриотической работе, библиотекари продвигали к читателю актуальные политические издания: материалы, посвященные съездам КПСС, годовщинам Великого Октября, Конституции СССР. Во всех отделах обслуживания проводились книжно-иллюстративные тематические выставки: постоянные и временные экспозиции. Вот некоторые примеры названий тематических выставок литературы: «СССР — оплот мира и социализма», «Решения XXV съезда КПСС — в жизнь», «Молодым строить коммунизм», «Высшая школа в десятой пятилетке», «Учебники и учебные пособия, изданные в 1975–1976 учебном году», «Профессор М.И. Аринкин (к 100-летию со дня рождения)» и др.23. Выполнение идеологических задач, пропаганда и разъяснение политики партии стояли на первом месте по своему значению в библиотечной работе. Поэтому в фонд поступало громадное количество политической литературы, предназначенной для формирования «правильного» идейного мировоззрения читателей библиотеки.

Воспитательная работа преследовала и деонтологические цели: воспитание у курсантов и слушателей понимания высокой значимости и важности профессии военного медика. Вошло в традицию проведение читательских конференций, посвященных профессионально-этическим проблемам в художественной литературе, на них разгорались диспуты о том, какими моральными качествами должен обладать советский военный врач.

Культурно-просветительская и политпросветительская функция вузовской библиотеки реализовывалась через проведение культмассовой работы: выставок, литературных встреч, конференций и т. п. Тогда наблюдался настоящий расцвет этого жанра. Такими были составляющие воспитательной функции библиотеки, способствующие социализации личности, формированию мировоззрения и личностных установок.

Не стоит идеализировать советское прошлое. В нем можно обнаружить много недостатков, фальши, показухи, и историческая дистанция позволяет все это отчетливо сознавать и видеть. Но честно признаемся себе, было тогда и нечто настоящее, важное, общее, что объединяло те поколения и что мы утратили, — вера в светлое будущее для всех. Невозможно отрицать, что были моральные устои, ныне разрушенные, те простые истины и простые ценности, которые являются краеугольным камнем личности, ее моральным стержнем. Как бы мы ни называли эти истины: библейские заповеди, или кодекс строителя коммунизма, или базовые постулаты медицины, такие как «не навреди!».

Маятник качнулся слишком далеко и завис в крайней точке. Пришло осознание того, что пора уже возвращать полноценную воспитательную и, не побоюсь этого слова, идеологическую составляющую в библиотечную работу. Мы, современные библиотекари, пытаемся реализовывать эту функцию: через организацию книжных выставок, презентаций, кулуарных и клубных мероприятий. Но нам в этом нужна поддержка других структурных подразделений академии, ведь мы решаем общую задачу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Боевые и трудовые заслуги А.С. Монахова отмечены шестнадцатью орденами и медалями, среди них Орден Красного Знамени; два Ордена Красной Звезды; Медаль «За боевые заслуги»; Медаль «За доблестный труд» и др.24.

Александр Степанович скоропостижно скончался в 1981 г. в возрасте 67 лет от внезапной остановки сердца. Он остался в памяти современников как талантливый просветитель, как активный общественник в выборных комсомольских и партийных органах, как неизменный член межведомственного библиотечного совета Ленгорисполкома, член секции научно-исследовательских работ при политическом отделе академии.

Статус библиотеки в академии при Монахове был высок. Она постоянно находилась в центре академической жизни. Если полистать подшивки газеты «Военный врач» — этой летописи академической жизни, мы сможем погрузиться в атмосферу тех лет, узнать, чем, какими событиями и стремлениями наполнялась жизнь академии. В этот период в газете появлялись регулярные заметки, касающиеся библиотеки. Авторами их становились и сам А.С. Монахов, и его подчиненные.

На протяжении всех 11 лет руководства Монахова двери библиотеки всегда были широко открыты ее читателям, от лица гостеприимных сотрудников он пишет: «Добро пожаловать в библиотеку. Пользуйтесь библиотечной литературой в своей учебной, научной и практической деятельности. Наш коллектив готов оказать вам всю необходимую помощь в работе с книгой».

Монахов обращался к читателям библиотеки с просьбой и наставлением: «Всемерно помогайте библиотеке в проводимых ею мероприятиях по пропаганде книг, способствуйте увеличению их обращаемости. И еще: стремитесь строго соблюдать правила пользования библиотекой. Берегите книги — нашу социалистическую собственность, народное достояние»25.

Коллектив Фундаментальной библиотеки принимал активное участие в социалистическом соревновании и был награжден Дипломом победителя Всесоюзного смотра библиотек, посвященного 100-летию со дня рождения В.И. Ленина.

О чем хотелось бы сказать особо — при библиотеке с 1970 г. действовал Библиотечный совет, включавший профессоров и руководителей большинства кафедр и клиник. Этот коллегиальный совещательный орган был по своим функциям и значению равнозначен Библиотечной комиссии, учрежденной в XIX в. по инициативе В.А. Манассеина. Библиотечный совет собирался довольно регулярно, рассматривал широкий круг вопросов, способствовал координации работы библиотеки с задачами, стоящими перед всей академией. Помогал библиотеке в решении возникавших проблем, ходатайствовал за нее перед высшим руководством. Возрождение Библиотечного совета — насущная необходимость для нашей библиотеки в то критическое время, которое она переживает сегодня!

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Вклад автора. С.А. Мамаева — поиск материалов по теме, разработка концепции и структуры статьи, подготовка текста и библиографического аппарата. Автор одобрил версию для публикации, а также согласился нести ответственность за все аспекты работы, гарантируя надлежащее рассмотрение и решение вопросов, связанных с точностью и добросовестностью любой ее части.

Источники финансирования. Отсутствуют.

Раскрытие интересов. Автор заявляет об отсутствии отношений, деятельности и интересов за последние три года, связанных с третьими лицами (коммерческими и некоммерческими), интересы которых могут быть затронуты содержанием статьи.

Оригинальность. При создании настоящей работы использованы изображения: О.С. Монахов на рис. 1; А.С. Монахов с сотрудниками на рис. 2. © ВМедА, 2025. Публикуется с разрешения правообладателя. Источник: архив библиотеки ВМедА.

Доступ к данным. Редакционная политика в отношении совместного использования данных к настоящей работе не применима, новые данные не собирали и не создавали.

Генеративный искусственный интеллект. При создании настоящей статьи технологии генеративного искусственного интеллекта не использованы.

Рассмотрение и рецензирование. Настоящая работа подана в журнал в инициативном порядке и рассмотрена по обычной процедуре. В рецензировании участвовали один внешний рецензент, член редакционной коллегии и научный редактор издания.

ADDITIONAL INFO

Author contributions: S.A. Mamayeva: investigation, conceptualization, writing—original draft, writing—review & editing. The author approved the version of the manuscript to be published and agreed to be accountable for all aspects of the work, ensuring that questions related to the accuracy or integrity of any part of the work are appropriately investigated and resolved.

Funding source: No funding.

Disclosure of interests: The author have no relationships, activities or interests for the last three years related with for-profit or not-for-profit third parties whose interests may be affected by the content of the article.

Statement of originality: The following images were used in this paper: Alexander Monakhov in Fig. 1; Alexander Monakhov and colleagues in Fig. 2 © Kirov Military Medical Academy, 2025. Published by courtesy of the rightholder. Source: Kirov Military Medical Academy’s library archive.

Data availability statement: All data generated during this study are available in this article.

Generative AI: Generative AI technologies were not used for this article creation.

Provenance and peer-review: This paper was submitted unsolicited and reviewed following the standard procedure. The peer review process involved one external reviewer, a member of the Editorial Board, and the in-house scientific editor.

 

1 Личное дело Монахова А.С. Архив библиотеки Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова.

2 Гладких П.Ф. Памяти А.С. Монахова // Военный врач. 1981. № 35. С. 4.

3 Там же.

4 Там же.

5 Монахов А., Мищенко А. Из истории усовершенствования врачей-терапевтов в академии // Военный врач. 1966. № 36. С. 3.

6 Личное дело Монахова А.С. Архив библиотеки Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова.

7 Монахов А.С. Фундаментальная библиотека в системе образования военного врача // Военный врач. 1977. № 28. С. 4.

8 Там же.

9 Там же.

10 Там же.

11 Там же.

12 Монахов А.С. Сокровищница знаний // Военный врач. 1973. № 25. С. 1.

13 Монахов А.С. Фундаментальная библиотека в системе образования военного врача // Военный врач. 1977. № 28. С. 4.

14 Там же.

15 Монахов А.С. Сокровищница знаний // Военный врач. 1973. № 25. С. 1.

16 Монахов А.С. Фундаментальная библиотека в системе образования военного врача // Военный врач. 1977. № 28. С. 4.

17 Там же.

18 Монахов А.С., Сударикова Е. Хранилище медицинских знаний // Военный врач. 1973. № 25. С. 1.

19 О судьбе выпускников академии 1939 г. см.: Монахов А. И нашего труда частица // Военный врач. 1979. № 22. С. 4.

20 Из Отчетного доклада И.В. Сталина на XVIII съезде партии о работе ЦК ВКП(б) о партийной пропаганде и интеллигенции. 10 марта 1939 г. // Правда. 1939. 11 марта. С. 1.

21 Семашко Н.А. Высшее медицинское образование в CCCP. Ч. XIII. В кн.: Очерки по теории организации советского здравоохранения. Режим доступа: https: https://istmat.org/node/56090 Ссылка активна на 06.07.2021. Распространяется на условиях лицензии CC BY-SA 4.0.

22 Монахов А.С. Фундаментальная библиотека в системе образования военного врача // Военный врач. 1977. № 28. С. 4.

23 Монахов А.С. Сокровищница знаний // Военный врач. 1973. № 25. С. 1.

24 Личное дело Монахова А.С. Архив библиотеки Военно-медицинской академии.

25 Монахов А.С. Фундаментальная библиотека в системе образования военного врача // Военный врач. 1977. № 28. С. 4.

×

Авторлар туралы

Svetlana Mamaeva

Kirov Military Medical Academy

Хат алмасуға жауапты Автор.
Email: svetanma@list.ru
ORCID iD: 0000-0001-6775-1958
SPIN-код: 4240-8872

Cand. Sci. (Pedagogy)

Ресей, Saint Petersburg

Әдебиет тізімі

  1. Podrezov KA, Ivanova YV. Historical role of university libraries as cultural and educational center. Scientific and Technical Libraries. 2018;(5):68–80. doi: 10.33186/1027-3689-2018-5-68-80 EDN: UUOOLT
  2. Kudryashova GY. Evolution of the mission of libraries of domestic higher educational institutions. Yekaterinburg: USTU-UPI; 2004. 171 p. (In Russ.) ISBN: 5-321-00530-3 EDN: QUDJUB
  3. Guidance materials to assist employees of university libraries. Moscow: Moscow University Press; 1974. 409 p. (In Russ.)
  4. Opekunova EN. Evaluation parameters of a university library activity in the context of its tasks changes. Bibliosphere. 2017;(1):38–45. doi: 10.20913/1815-3186-2017-1-38-45 EDN: YIJCSD

Қосымша файлдар

Қосымша файлдар
Әрекет
1. JATS XML
2. Fig. 1. Alexander Monakhov. © Kirov Military Medical Academy, 2025. Published by courtesy of the rightholder. Source: Kirov Military Medical Academy’s library archive.

Жүктеу (32KB)
3. Fig. 2. A.S. Monakhov and his colleagues © Kirov Military Medical Academy, 2025. Published by courtesy of the rightholder. Source: Kirov Military Medical Academy’s library archive.

Жүктеу (100KB)

© Eco-Vector, 2025

Creative Commons License
Бұл мақала лицензия бойынша қол жетімді Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Сетевое издание зарегистрировано как СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): ЭЛ № ФС77-88807 от 13.12.2024.