Влияние физической подготовки на процесс обучения и боеспособность войск в военной истории государства

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Физическая подготовка во все эпохи играла значительную роль в ходе ведения боевых действий, обеспечивая воинам выносливость, силу и выживание для успешного выполнения боевых задач. Знание исторических особенностей системы физической подготовки в составе обучения военнослужащих, ее преобразований под действием различных факторов позволяет оценить ее значение и влияние на боеспособность современной армии и флота, что может способствовать анализу и разработке актуальных программ подготовки военнослужащих. В обзоре описана роль физической подготовки в процессе боевой подготовки и обучения воинов Российского государства за долгий период его военной истории. При изучении и анализе научных статей и учебной литературы были применены диалектико-материалистический и основные эмпирические методы. По мере развития концепций и методов ведения вооруженной борьбы менялись и подходы к боевой подготовке военнослужащих. Постепенное зарождение самой системы боевой подготовки начало сопрягаться с физическими нагрузками и необходимостью совершенствования физических качеств воинов. С преобразованиями Петра I физическая подготовка приобрела военно-прикладное значение и заняла свое почетное место в системе обучения войск. Физическая подготовка играет важнейшую роль в формировании крепкого характера военнослужащего, а так же совершенствует его показатели боевой готовности в зависимости от специфики профессиональных задач, а также программ подготовки. Наиболее эффективны отрасли физической культуры, имеющие прикладное значение в ходе военно-профессиональной деятельности военнослужащих.

Полный текст

Физическая подготовка всегда играла решающую роль в военной истории, отражала боевую эффективность, готовность и выживаемость армии, обеспечивая солдатам физические и умственные возможности, необходимые для выполнения поставленных задач. Концепция значимости физической подготовки войск по ходу военной истории государства развивалась на протяжении веков параллельно с изменением характера и требований ведения войны, эволюцией технологии и тактики. Различные навыки, качества, умения и свойства, которые вырабатывались в процессе многовекового совершенствования физической военной тренировки, оказывают довольно благоприятное влияние на успех боеготовности и военной деятельности личного состава.

Целью обзора было оценить влияние физической подготовки, как самостоятельного аспекта обучения и боевой подготовки военнослужащих, на боеспособность войск Вооруженных Сил Российской Федерации в процессе становления и развития системы обучения воинов Российского государства.

При изучении материалов исследования использовали диалектико-материалистический метод как общий метод исследования исторических событий и явлений, а также основные эмпирические методы, такие как логический, статистический и историко-сравнительный.

В исследовании использовались следующие материалы: произведен анализ научных статей, посвященных роли физической подготовки в становлении военнослужащего, а также учебной литературы на тему влияния военной истории на боевую готовность личного состава в ходе ведения войн.

Во все периоды ведения человечеством боевых действий имело место стремление вождей, управленцев и полководцев к совершенствованию боевой подготовленности воинов для достижения больших успехов в ходе вооруженной борьбы. Уже в античности военачальники обратили особое внимание на важность хорошей физической подготовленности бойцов, на их выносливость и силу. Так, в Древней Греции, в особенности в Спарте и Афинах, физическая культура стала неотъемлемой составляющей системы боевой подготовки. Наиболее крепкие и стойкие бойцы пользовались авторитетом и являлись примером для своих соратников.

В Древнерусском государстве потребовалось большое количество времени для формирования слаженной системы военной организации государства, еще больше потребовалось для выработки системы боевой подготовки и создания профессионального войска. В период существования родового строя при наличии угрозы созывалось поголовное ополчение, состоящее практически их всех дееспособных мужчин. При такой системе обороны не существовало как таковой боевой подготовки, и уж тем более для осмысления важности физической подготовки для военнослужащих потребовалось определенное время развития военного искусства.

В период ликвидации родового строя и расслоения общества на классовые формации происходит обособление воинов как отдельной социальной группы, что способствует развитию военно-физической подготовки [1]. Данный период сопровождается появлением серьезных военных угроз в лице тевтонских рыцарей и татаро-монгольского ига, борьба с которыми подтвердила важность и эффективность физической подготовки при совершенствовании боевых навыков.

В эпоху Петра I происходят преобразования армии и флота, формируется новая система военного образования, в которой особая роль отводится физической подготовке будущих офицерских кадров Российской Империи. Она в основном была представлена фехтованием, верховой ездой, в морских школах — плаванием, греблей и парусным делом, а в артиллерийских школах — стрельбой [2]. Такой подход переосмысления опыта прошлых войн и акцент на физической подготовке позволили приблизить обучение к практическим задачам [1].

Спустя столетия физическая подготовка в рамках боевой подготовки не уменьшила своей значимости и объемов уделяемого ей времени, но только увеличилась и усовершенствовалась. Поскольку деятельность военнослужащих сопряжена с большим объемом физической нагрузки и зачастую работой в экстремальных условиях, к ним предъявляются повышенные требования к профессиональным качествам, в частности физической подготовленности.

Современная система физической подготовки позволяет значительно повысить боевую готовность подразделений (см. рис. 1) и способствует более эффективному выполнению военнослужащими боевых задач [3, 4]. Высокий уровень подготовленности влияет на быстрое выполнение маневров мотострелковых и танковых подразделений, оперативные и точные действия артиллеристов, боеспособность водителей и танкистов. Также физическая подготовленность позволяет проще адаптироваться к меняющимся географическим и климатическим особенностям местности. Упражнения адаптивной физической культуры позволяют полноценно реабилитироваться после ранений и восстанавливаться бойцам после выполнения сложных боевых задач, сокращая необходимое время для возвращения в строй личного состава подразделения [5]. Все эти факты, несомненно, подтверждают исключительную важность и пользу физической подготовки в обеспечении различных показателей боевой готовности военнослужащих.

 

Рис. 1. Схема влияния физической подготовки военнослужащих в системе боевой подготовки войск на совершенствование отдельных показателей боеготовности в подразделениях различных видов и родов войск.

Fig. 1. Pattern of the impact of physical training on military personnel as part of system of combat training, which improves individual indicators of combat effectiveness in units of various types and branches of the military.

 

Прикладная физическая подготовка по мере образования профессиональной системы боевой подготовки постепенно заняла свое уникальное место. Военно-научная мысль с каждой эпохой все больше указывала на важность и необходимость повышения требований к уровню физической подготовленности защитников Отечества. Особенно важными являются отрасли физической культуры, имеющие прикладное значение в ходе военно-профессиональной деятельности, такие как приемы самообороны и рукопашного боя, борьба, легкая атлетика, преодоление препятствий, плавание и стрельба.

Большое значение физической подготовки заключается в формировании важнейших качеств характера, таких как воля, стойкость, мужество и многие другие, что имеет основополагающее значение для успешного ведения боевых действий военнослужащими.

Современный подход в формировании программы физической подготовки военнослужащих базируется на системном понимании и научных исследованиях, что позволяет в полной степени выполнять как задачи на отдельных занятиях, так и цели перспективного планирования с учетом уникальных личностных качеств будущих офицеров.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Вклад авторов. Все авторы внесли существенный вклад в разработку концепции, проведение исследования и подготовку статьи, прочли и одобрили финальную версию перед публикацией. Личный вклад каждого автора: К.А. Богза — научное руководство, концепция исследования; А.В. Дукуль — анализ и обобщение данных литературы, сбор данных литературы, написание текста рукописи, создание графических материалов исследования; Д.Е. Лебединских — проведение анализа данных литературы, обобщение результатов исследования, редактирование текста рукописи; Е.М. Заварцева — редактирование текста рукописи, оформление рукописи, написание итоговых выводов.

Источник финансирования. Авторы заявляют об отсутствии внешнего финансирования при проведении исследования.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

ADDITIONAL INFO

Authors’ contributions: All authors made a substantial contribution to the conception of the study, acquisition, analysis, interpretation of data for the work, drafting and revising the article, final approval of the version to be published and agree to be accountable for all aspects of the study. Personal contribution of each author: K.A. Bogza: supervision, conceptualization; A.V. Dukul: analysis and synthesis of reference data, data collection, writing the manuscript, creation of graphical research materials; D.E. Lebedinskikh: references data analysis, summarizing research results, editing and proofreading of the manuscript; E.M. Zavartseva: editing and proofreading of the manuscript, formatting, writing of final conclusions.

Funding source: This study was not supported by any external sources of funding.

Competing interests: The authors declare that they have no competing interests.

×

Об авторах

Кирилл Анатольевич Богза

Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова

Email: bogza2005@yandex.com
SPIN-код: 9328-8056

канд. воен. наук, доцент

Россия, Санкт-Петербург

Антоний Владиславович Дукуль

Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова

Автор, ответственный за переписку.
Email: antoniy.dukul@mail.ru
ORCID iD: 0009-0003-0970-7635
Россия, Санкт-Петербург

Диана Евгеньевна Лебединских

Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова

Email: dianalebed2004@mail.ru
Россия, Санкт-Петербург

Ева Михайловна Заварцева

Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова

Email: zavartseva_eva@mail.ru

 
 
Россия, Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Булатов А.С. История физической подготовки войск: Учебное пособие для слушателей факультета. Ленинград: [б. и.], 1972. С. 156.
  2. Оточкин В.В., Лопатин С.В. Исторические аспекты организации физической подготовки артиллерийских частей и военно-учебных заведений (XVIII — начало XX века) // Война и оружие: новые исследования и материалы. Труды восьмой Международной научно-практической конференции 17–19 мая 2017 года. Санкт-Петербург, 2017. Ч. III. С. 456–468.
  3. Обвинцев А.А. Исторический опыт применения физической подготовки для повышения боеспособности военнослужащих // Ученые записки университета Лесгафта. 2009. № 5. С. 77–81. EDN: KUHUZR
  4. Башлакова Г.И., Гайдук С.А. Системно-исторический аспект профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников органов пограничной службы // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки. 2012. № 7. 214–218. EDN: TVSGCN
  5. Савченко О.А., Минина Ю.Д., Мамедли Н.З. Исторический контекст и эволюция адаптивной физической культуры // Материалы Межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы оздоровительной и адаптивной физической культуры и спорта и пути их решения». Санкт-Петербург: ВМедА, 2024. С. 136–143.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Схема влияния физической подготовки военнослужащих в системе боевой подготовки войск на совершенствование отдельных показателей боеготовности в подразделениях различных видов и родов войск.

Скачать (358KB)

© Эко-Вектор, 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Сетевое издание зарегистрировано как СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): ЭЛ № ФС77-88807 от 13.12.2024.