Вклад военно-научных школ и направлений Военно-медицинской академии в развитие отечественной военной психологии
- Авторы: Старенченко Ю.Л.1, Дианова Н.Л.1, Мамаева С.А.1, Яковлева Л.В.1, Кобрянова И.В.1, Хадарцев А.А.2
-
Учреждения:
- Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова
- Тульский государственный университет
- Выпуск: Том 1, № 1 (2025)
- Страницы: 17-30
- Раздел: Историческая статья
- Статья получена: 15.01.2025
- Статья одобрена: 03.02.2025
- Статья опубликована: 27.04.2025
- URL: https://manmiljournal.ru/hmj/article/view/646156
- DOI: https://doi.org/10.17816/hmj646156
- ID: 646156
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Вклад видных представителей военно-научных школ и направлений Военно-медицинской академии (ВМедА, ВММА) в становление и развитие отечественной военной психологии дает основание для выводов о важной роли ученых академии в процессе развития идей, становления и оформления военной психологии как научно-практического направления. Военные врачи (в основном врачи общей практики), еще в донаучный период развития идей военной психологии, первыми поставили и изучили целый ряд психологических аспектов и проблем военной службы. Затем эстафету подхватили психиатры, в частности ученики В.М. Бехтерева — М.С. Добротворский, Е.С. Боришпольский, Г.Е. Шумков и др. Этот вклад до сих пор недооценен и недостаточно изучен в рамках истории психологии, медицины и отечественной истории в целом. Данный вывод подтолкнул к разработке и написанию материала статьи. В обзоре показана роль и место видных ученых академии в становлении и развитии отечественной военной психологии в соответствии с принятой исторической периодизацией. Описана систематизация диссертационных исследований по междисциплинарным и непосредственным темам военно-психологической проблематики. Анализ деятельности военно-научных школ академии, сложившейся в настоящее время, дал возможность отобрать семь школ, представители которых внесли наибольший вклад в развитие идей и целых направлений военной психологии. Деятельность ряда военно-научных школ академии позволяет констатировать их значительный вклад в становление и научно-методическое оформление различных направлений подготовки и деятельности военных психологов.
Полный текст
Значимость роли ученых (выпускников и сотрудников) Военно-медицинской академии (ВМедА, ВММА) в различных областях медицинской науки и практики неоспорима и имеет заслуженное мировое признание. При этом вклад академических военно-научных школ (ВНШ) и исследовательских направлений в становление и развитие отечественной военной психологии не столь явно раскрыт.
В среде историков психологии и медицины существуют различные, часто полярные мнения о роли для военной психологии некоторых видных научных деятелей ВМедА (ВММА). Между тем ряд новых направлений, впоследствии вошедших в научную и практическую область военной психологии (в частности, авиационная и медицинская психология, психогигиена и психопрофилактика, профессиональный психологический и психофизиологический отбор), были инициированы и организованы именно в стенах академии.
Краткий анализ вклада видных представителей ВНШ ВМедА (ВММА), выполненный в рамках принятой исторической периодизации развития отечественной военной психологии, дает возможность оценить их основные заслуги и достижения, а в ряде случаев — бесспорное лидерство в разработке междисциплинарных медико-психологических проблем.
Целью обзора было показать роль и место видных ученых академии в процессе становления и развития отечественной военной психологии и психологической службы в армии в соответствии с принятой периодизацией.
В основе исследования лежит осуществление архивного и библиографического поиска, анализ документов о результатах деятельности ученых академии в сфере изучения и разработки междисциплинарных и собственно психологических проблем военного труда; изучение накопленных на протяжении большого исторического периода и современных результатов деятельности академических ВНШ в области проблем военной психологии; проведение экспертной оценки результатов научного вклада ученых ВМедА (ВММА) в становление и развитие военной психологии и анализ полученных данных; анализ и систематизация диссертационных исследований по междисциплинарным и непосредственным темам военно-психологической проблематики.
Согласно Реестру ВНШ Министерства обороны Российской Федерации (МО РФ), к 2023 г. в Военно-медицинской академии сложилось 49 научных школ. Из них: в досоветский период развития нашей страны (1832–1917) в академии было основано 11 научных школ, в советский период (1917–1991) — 26 научных школ, в современный российский период (1991–2023) — 12 школ.1
За такой длительный исторический этап результатами плодотворной деятельности ВНШ стали:
- около 3 тыс. монографий, учебников, учебных пособий и руководств, сборников научных трудов по направлениям научной деятельности школ;
- более 1,5 тыс. докторов и более 4 тыс. кандидатов наук, чьи диссертационные исследования были реализованы в рамках научных направлений академических ВНШ;
- более 10 лауреатов международных, советских и российских государственных премий за научные достижения.
Таким образом, вклад ВНШ ВМедА (ВММА) в развитие различных направлений отечественной науки, бесспорно, является значительным и весомым.
В славной плеяде ВНШ Военно-медицинской академии следует выделить семь научных школ, которые имеют непосредственное отношение к междисциплинарным исследованиям в рамках военной психологии. Они представлены далее согласно существующей периодизации формирования и развития этой области знания, предложенной сотрудниками Института военной истории (см. табл. 1).
Таблица 1. Периодизация истории становления и развития отечественной военной психологии как научной дисциплины
Table 1. Periodization of Establishment and Development of the Russian Military Psychology as a Branch of Science
Период | Наименование периода |
XI – начало XX в. | Донаучный период развития идей военной психологии |
Научный период развития идей военной психологии | |
1908–1919 гг. | 1-й этап: становление отечественной военной психологии |
1920–1937 гг. | 2-й этап: институционализация исследовательской и практической военной психологии в Рабоче-крестьянской Красной армии |
1938–1948 гг. | 3-й этап: деинституционализированное развитие военной психологии |
1949–1964 гг. | 4-й этап: институциональное возрождение военной психологии |
1965 г. – середина 1980-х годов | 5-й этап: внедрение различных форм психологической работы в деятельность войск (сил) |
середина 1980-х – 2012 г. | 6-й этап: развитие комплексных решений практических задач психологической работы в родах (видах) войск (сил) |
2013 г. – по настоящее время | 7-й этап: становление и развитие психологической службы как субъекта психологической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации |
Психологическую подоплеку в этиологии и лечении болезней признавали еще в донаучный период развития идей военной психологии. Так, в начале XIX в. военные медики Медико-хирургической академии в своих исследованиях отмечали важность учета психологических аспектов в лечении и выздоровлении солдат. Впервые вопросы психосоматики заболеваний в контексте военных действий затронуты в диссертации Василия Воробьевского «Об окончании болезни, существовавшей в Москве и ее округе после нашествия неприятеля» (на латинском языке), защищенной в академии в 1813 г. [1], и в ряде других диссертационных исследований.
В середине XIX в. проблемами военной психологии (в междисциплинарном подходе) в академии начинает активно заниматься военная психиатрия. Здесь особое место занимает научная школа «Военная психиатрия», основанная в 1860 г. профессором И.М. Балинским [2].
Иван Михайлович Балинский (рис. 1) — доктор медицины, профессор, действительный тайный советник, ординарный профессор, член медицинского совета Министерства внутренних дел, председатель попечительского совета Елизаветинской детской больницы, член военно-медицинского ученого комитета, почетный член Военно-медицинской академии, организатор первой в России кафедры «Учения о нервных болезнях и болезнях, сопряженных с расстройством умственных способностей», по праву считается основоположником русской психиатрии [3].
Рис. 1. Профессорский состав академической научной школы. © Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, 2025. Публикуется с разрешения правообладателей. Источник: Паспорт ФГБ ВОУ ВО «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» Министерства обороны Российской Федерации (составлен по состоянию на 01.09.2024). Санкт-Петербург: ВМедА, 2024.
Fig. 1. Faculty of the academic school. © Kirov Military Medical Academy, 2025. Published by courtesy of the rights holders. Source: Passport of the Federal Military Educational Facility Kirov Military Medical Academy with the Ministry of Defense of the Russian Federation (prepared as of September 01, 2024). Saint Petersburg: MMA, 2024.
Идеи и первоосновы множества новых научных направлений и областей знания, в том числе военной психиатрии и военной психологии, в интегрированном виде уже содержались в трудах последователей И.М. Балинского. Профессора кафедры и их ученики (И.П. Мержеевский, В.М. Бехтерев, А.Ф. Эрлицкий, М.С. Добротворский, Е.С. Боришпольский, Г.Е. Шумков, В.П. Осипов, Н.И. Бондарев и др.) являются, в частности, основателями отечественной психиатрии, невропатологии, медицинской психологии, психофизиологии, медицинской педагогики (педологии), психогигиены и психопрофилактики, психотерапии, судебной и криминальной психиатрии [2]. Они внесли существенный вклад в такие разделы медицины, как физиология высшей нервной деятельности, биохимия нервных и психических расстройств, нейроэндокринология, нейроиммунология, психосоматика, психотоксикология, психофармакология, суицидология, неврология экстремальных состояний и психиатрия катастроф, эпидемиология сосудистых и психических заболеваний, этническая психиатрия и этнопсихология [2, 4].
Представителями школы «Военная психиатрия» подчеркивалась хрупкая грань между психологическими и психиатрическими проблемами военнослужащих. Они проявляли интерес к причинам и условиям возникновения психических нарушений у участников военных действий, специфике их клинических проявлений, профилактике и терапии [5].
Следует отдельно отметить, что ученики и последователи этой научной школы — военные психоневрологи — основали, в свою очередь, систему психоневрологической помощи в России, создали кафедры, клиники и региональные школы неврологов и психиатров в 32 крупных городах России и в 19 странах ближнего и дальнего зарубежья [6].
В России и за ее пределами учеными ВНШ было основано 25 научных журналов, 89 кафедр, 36 клиник, 38 учебных и научно-исследовательских институтов, 7 крупных психиатрических больниц [3].
В настоящее время руководителем научной школы является доктор медицинских наук профессор Владислав Казимирович Шамрей (см. рис. 1), академик Петровской академии наук и искусства, член правления Российского общества психиатров. Он является автором более 400 научных работ, 18 монографий, руководящих документов в области психиатрии и психического здоровья. Под его руководством защищены 7 докторских, 25 кандидатских диссертаций [7].
Современными направлениями деятельности данной ВНШ являются проблемы психического здоровья военнослужащих и система организации психиатрической помощи в Вооруженных Силах Российской Федерации (ВС РФ).
За последние пять лет основные научные результаты деятельности школы, в частности, включают: 1) обоснование возможности дифференцированной экспресс-оценки психического состояния при скрининговых психопрофилактических обследованиях; 2) разработку алгоритмов психопрофилактической работы на разных этапах военной службы; 3) определение показаний и эффективности проведения психокоррекционных мероприятий на стадии донозологических проявлений психических расстройств в условиях войскового звена; 4) описание особенностей и системы оказания медико-психологической помощи военнослужащим при психогенных поражениях в условиях военных действий [7].
Военно-научной школой подготовлено более 250 профессоров, 135 докторов медицины, 8 ученых специалистов по психиатрии и нервным болезням, 36 докторов наук, 134 кандидатов медицинских наук. Опыт работы обобщен более чем в 200 монографиях, учебниках и руководствах, 28 сборниках, 1500 научных работах [7].
В конце XIX в. – начале XX в. в академии была основана ВНШ «Функционирование организма человека и животных в привычных и экстремальных условиях обитания и деятельности». Основателями научной школы стали И.П. Павлов и И.М. Сеченов (см. рис. 1) [1, 8, 9].
Иван Петрович Павлов — доктор медицины, профессор, действительный член Петербургской Академии наук, создатель учения о высшей нервной деятельности, основатель крупнейшей в мире физиологической школы. За исследования пищеварения И.П. Павлов в 1904 г. стал Нобелевским лауреатом [9]. Иван Михайлович Сеченов открыл явления центрального торможения и дал материалистическое обоснование происхождения рефлексов [10].
Ученик и преемник И.П. Павлова, видный представитель научной школы — Леон Абгарович Орбели также стал создателем нового раздела физиологической науки — физиологии военного труда [11].
Физиологическая школа ВМедА (ВММА) сформировала ряд научно-исследовательских лабораторий и институтов. В частности, зародились кафедры авиационной и космической медицины, военной психофизиологии, физиологии подводного плавания и аварийно-спасательного дела. Ученики Л.А. Орбели: А.В. Лебединский, Н.П. Бресткин, А.В. Мозжухин, В.И. Медведев, В.Н. Зворыкин и другие — творчески развивали его научное наследие в области биофизики, взаимодействия афферентных (сенсорных) систем, вегетативной нервной системы [7, 8].
До ноября 2023 г. руководителем данной ВНШ являлся член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук, профессор Владимир Олегович Самойлов (см. рис. 1), автор и соавтор более 500 научных работ, 3 изобретений, 18 полезных моделей. Под его руководством защищены 7 докторских и 25 кандидатских диссертаций [12].
Хотя основные направления научных исследований данной ВНШ относятся к физиологии и биологии клетки, к оценке функционального состояния человека в покое и экстремальных условиях и т.п., они имеют и психологическую (психофизиологическую) составляющую.
Основные научные результаты деятельности данной ВНШ за последние пять лет, в частности, включают:
- разработку, обоснование и внедрение в практику новых методов изучения физиологических процессов, как на уровне отдельных клеток, так и целостного организма;
- исследование функциональных и экстремальных состояний при действии предельных физических нагрузок, гиподинамии, электромагнитных излучений, в условиях нормобарической гипоксии;
- изучение проблемы повышения работоспособности и боеспособности личного состава ВС РФ с целью профилактики утомления и лечения ряда заболеваний.
Научной школой подготовлено 112 докторов и 275 кандидатов наук. Опыт работы обобщен более чем в 30 монографиях, 19 учебниках и руководствах, 34 сборниках, 2300 научных работах [7].
В исторических рамках этапа институционализации исследовательской и практической военной психологии (1920–1937) в академии была основана ВНШ «Организаторы военного здравоохранения», внесшая существенный вклад, в частности, в изучение специфики санитарных потерь военнослужащих от психогенных поражающих факторов в периоды войн и вооруженных конфликтов.
Научная школа была основана в 1929 г. профессором Борисом Константиновичем Леонардовым (рис. 1). Под его руководством за 11 лет было выполнено 305 научных работ по актуальным вопросам организации и тактики медицинской службы [7, 12].
После Великой Отечественной войны научной школой руководил Анатолий Сергеевич Георгиевский. Он внес большой вклад в развитие теории военной медицины, особенно в разработку организационных проблем медицинского обеспечения армии и фронта, методологии и методики научно-исследовательских работ в медицине [13].
Важная роль в развитии научной школы принадлежит профессорам Н.Г. Иванову и О.С. Лобастову [7]. Николай Геннадьевич Иванов внес большой вклад в разработку методов прогнозирования величины и структуры санитарных потерь войск от современных видов оружия и применение методов математического моделирования в интересах медицинского обеспечения войск. Под руководством Олега Сергеевича Лобастова исследовались проблемы деятельности госпитальных баз, организации медицинского обеспечения объединений в операциях оперативного и стратегического масштаба, прогнозирования величины и структуры санитарных потерь психоневрологического профиля, а также организации медицинской помощи этой категории пораженных больных [14].
Руководителем ВНШ в настоящее время является доктор медицинских наук, профессор Анатолий Михайлович Шелепов2 (см. рис. 1), автор более 800 работ, 15 учебников, 32 монографий, 52 учебных и учебно-методических пособий, 24 руководящих документов. Под его руководством защищены 65 докторских и кандидатских диссертаций [8].
Школа организаторов военного здравоохранения с 2013 г. включена в Реестр ведущих научных и научно-педагогических школ Санкт-Петербурга.
Основные современные направления исследований ВНШ:
- организация медицинского обеспечения военных (боевых) действий объединений, соединений и частей видов и родов войск ВС РФ, а также повседневной деятельности войск;
- развитие теории военно-медицинского управления;
- стандартизация мероприятий медицинской помощи в системе этапного лечения раненых и больных;
- изучение прикладных вопросов строительства и развития медицинской службы ВС РФ, применения в военных конфликтах медицинских соединений, частей, учреждений и всестороннего обеспечения их действий.
Основными научными достижениями школы являются: разработка военно-медицинской доктрины, концепции строительства медицинской службы ВС РФ на долгосрочную перспективу; подготовка уставных документов по медицинскому обеспечению ВС РФ на мирное и военное время.
Научной школой подготовлено 6 академиков, 28 профессоров, 70 докторов наук, свыше 200 кандидатов медицинских наук. Опыт работы обобщен более чем в 120 монографиях, 46 учебниках и руководствах, 47 сборниках, более чем 2440 научных работах [8].
В исторических рамках этапа деинституционализированного развития военной психологии (1938–1948) была организована деятельность научной школы «Авиационная и космическая медицина».
Школа основана в 1939 г. академиком АН и АМН СССР, Заслуженным деятелем науки РСФСР, Героем Социалистического Труда, генерал-полковником медицинской службы Леоном Абгаровичем Орбели (рис. 1) [7, 15]. Л.А. Орбели впервые осмыслил значимость изучения влияния высотных полетов на организм человека, сформулировал физиологические проблемы стратосферных полетов и вопросы адаптации человека к новым условиям обитания, выработал научно-методологические способы их решения. Создание под руководством Л.А. Орбели баролаборатории, запуск первых советских стратостатов и организация специальной комиссии по отбору летного состава, включающей ведущих ученых Военно-медицинской академии, ознаменовали появление научной школы авиационной и космической медицины3 [16].
Огромный вклад в становление школы внесли труды Н.В. Петрова и М.П. Бресткина, обобщившие исследования о влиянии гипоксии и ускорений на организм человека, работы В.И. Воячека и К.Л. Хилова в области физиологии укачивания и вестибулярных нагрузок. Эти научные исследования стали фундаментом для разработки защитного высотного снаряжения, герметических кабин, системы аварийного покидания самолета. А.Г. Шишовым впервые была разработана система анализа причин и предупреждения летных происшествий, Г.Л. Комендантовым сформулированы первые представления о проблеме пространственной ориентации летчика в полете [17].
В настоящее время руководителем ВНШ является заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, доктор психологических наук профессор Андрей Александрович Благинин (рис. 2), академик Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, председатель секции авиационной медицины научного совета РАН «Науки о жизни», председатель проблемной комиссии «Профессиональное здоровье военнослужащих», эксперт РАН [18]. Он является автором и соавтором более 350 научных работ, 7 монографий, 5 учебников, 4 руководств, 5 изобретений. Под его руководством защищены 2 докторских и 20 кандидатских диссертаций [7].
Рис. 2. Андрей Александрович Благинин. © А.А. Благинин. Источник: личный архив А.А. Благинина. Публикуется с разрешения правообладателя.
Fig. 2. Andrey Aleksandrovich Blaginin. © A.A. Blaginin. Source: private archive of Аndrey Blaginin. Published by courtesy of the rights holder.
Военная научная школа по авиационной и космической медицине внесена в Реестр ведущих научных школ Санкт-Петербурга и в Реестр ВС РФ в 2013 г.
Основные направления научных исследований ВНШ: авиационная и космическая медицина, психофизиология летного труда, авиационная психология, психология труда и инженерная психология, эргономика [19].
В последние десятилетия научная школа определила ряд перспективных научных направлений, психологическая составляющая которых очевидна, в частности оценку, прогнозирование и коррекцию функционального состояния, профессиональной работоспособности и надежности летного состава и космонавтов; разработку способов и методов повышения устойчивости организма летчиков и космонавтов к факторам полета. Основу этих направлений составили научные работы Г.И. Гурвича, З.К. Сулимо-Самуйло, И.А. Пеймера, В.П. Загрядского, В.И. Копанева, В.А. Егорова, Э.В. Бондарева, В.С. Новикова, А.А. Боченкова, С.И. Лустина, Л.Г. Буйнова, И.И. Жильцовой, И.Н. Лизогуба [20].
К основным научным достижениям ВНШ за последний период деятельности относится разработка и внедрение в практику авиационной медицины методов гипо- и нормобарической гипоксии для повышения устойчивости организма к факторам авиационного полета, коррекции физической, операторской и умственной работоспособности здорового человека, повышения переносимости здоровым человеком различных экстремальных и субэкстремальных воздействий, профилактики и лечения ряда заболеваний [18, 19].
Научной школой подготовлено 14 профессоров, 25 докторов наук и 65 кандидатов медицинских наук. Опыт работы обобщен более чем в 30 монографиях, 15 учебниках и руководствах, 1000 научных работ [7].
В этот же период, в 1939 г., академиком АМН СССР, генерал-майором медицинской службы Иоакимом Романовичем Петровым (см. рис. 1) была основана ВНШ «Патофизиологические механизмы экстремальных состояний».
И.Р. Петров внес крупный вклад в понимание этиологии и патогенеза тяжелой механической травмы, шока и кровопотери. Предложенная им кровезамещающая жидкость (жидкость Петрова) во время Великой Отечественной войны имела приоритетный характер и широко применялась4 [20, 21]. Иоакимом Романовичем и его сотрудниками в результате 40-летних исследований была всесторонне изучена роль кислородного голодания при действии на организм разряженной атмосферы, при анемии головного мозга, кровопотере, различных видах шока и нарушениях кровообращения.4
Его последователями в развитии научной проблемы были: В.К. Кулагин, В.Б. Лемус, Е.В. Гублер, Е.В. Майстрах, Ю.Н. Шанин, О.С. Насонкин, Б.Р. Яременко, И.В. Зарубина, В.Ю. Шанин, В.Н. Александров, А.В. Дергунов [7, 8].
В настоящее время научной школой руководит доктор медицинских наук, профессор Василий Николаевич Цыган (рис. 3), Заслуженный деятель науки Российской Федерации, лауреат премии РАМН имени Н.И. Пирогова по медицине, ученый секретарь ученого совета Военно-медицинской академии, член Проблемной комиссии «Физиология экстремальных состояний» [22]. Он является автором более 600 научных работ, 45 монографий, 4 руководств и 5 учебников, 15 патентов, 3 авторских свидетельств [7, 22]. Василий Николаевич является автором научного открытия: «Закономерность структурных изменений в биологических жидкостях организма человека и животных под воздействием факторов окружающей среды» (2010). При научном консультировании и под руководством В.Н. Цыгана защищены 26 докторских и 29 кандидатских диссертации [23].
Рис. 3. Василий Николаевич Цыган. © В.Н. Цыган. Источник: личный архив В.Н. Цыгана. Публикуется с разрешения правообладателя.
Fig. 3. Vassily Nikolaevich Tsygan. © V.N. Tsygan. Source: private archive of Vassily Tsygan. Published by courtesy of the rights holder.
Среди основных направлений научных исследований ВНШ наиболее тесно соприкасаются с вопросами военной психологии: патофизиология центральной нервной системы, нейрофизиология экстремальных состояний, посттравматические стрессовые расстройства, гипоксия, нейрохимия, боевой стресс.
Основными научными достижениями школы признаны, в частности: исследование патогенеза боевой травмы; разработка проблемы нарушений межполушарного взаимодействия нейродинамических процессов, активации стресс-лимитирующей системы, формирования стресс-индуцированной нейродинамической функциональной системы в боевых условиях.
В военно-полевых условиях было выявлено, что опиоидные пептиды лимитируют развитие боевого стресса, но утяжеляют травматический шок, что в последующие годы приводит к развитию ряда психосоматических заболеваний, в том числе посттравматических стрессовых расстройств [23].
В рамках пятого этапа развития отечественной военной психологии — внедрения различных форм психологической работы в деятельность войск (сил) — в ВМедА закономерно появилась ВНШ, деятельность которой по решению научных проблем военной психологии является в основном прямой, а не междисциплинарной. Научную школу «Профессиональный отбор и медико-психологическое сопровождение в Вооруженных силах Российской Федерации» основал в 1981 г. профессор И.Д. Кудрин [7, 24].
Иван Диомидович Кудрин (см. рис. 1) — видный отечественный психофизиолог, доктор медицинских наук, профессор, автор и соавтор более 600 научных работ, участник Великой Отечественной войны, награжденный орденом Отечественной войны II степени и тремя орденами Красной Звезды. Под руководством И.Д. Кудрина подготовлено 17 докторов и 38 кандидатов наук [25].
В Военно-медицинской академии разработка проблем профессионального психологического отбора (ППО) в вооруженных силах имеет длительную историю. Первые работы по этой проблеме проводились начиная с 1895 г. под руководством В.М. Бехтерева, Г.Е. Шумковым, А.Ф. Лазурским и др.
С 1924 г. важной задачей военных специалистов (медиков и психологов) являлось создание в Вооруженных Силах страны системы профессионального отбора. Уже тогда психологическому компоненту в оценке «человеческого фактора» отводилась большая роль. В академии была создана Центральная психофизиологическая лаборатория Военно-санитарного управления РККА (ЦПФЛ), руководителем которой стал ученик И.П. Павлова, профессор Юрий Петрович Фролов (1892–1967) [26]. На лабораторию возлагались в числе прочих: «…научное решение вопросов отбора и распределения по родам войск лиц, принимаемых на военную службу», а также «…проверка методов коллективных и индивидуальных психологических испытаний и применение их в условиях Красной армии и флота»5.¶
Центральная психофизиологическая лаборатория Военно-санитарного управления РККА и учрежденная в том же году в Москве Центральная психофизиологическая лаборатория Военно-воздушных сил СССР (ЦПФЛ ВВС) возглавили работу психофизиологических лабораторий округов, армий и флотов, которых к 1928 г. было сформировано 24. В продолжение этой работы в 1925 г. при Военно-медицинской академии были организованы курсы усовершенствования специалистов в области психофизиологических исследований в РККА и РККФ [27].
Создание в 1966 г. Центральной научно-исследовательской лаборатории обитаемости (ЦНИЛ-5) положило начало систематическим плановым исследованиям направлений ППО. Уже в 1967 г. были начаты работы по отбору военных специалистов в войсках и вузах Сухопутных войск МО СССР. В 1981 г., в связи с высокой актуальностью исследований по проблемам ППО и их большим оборонным значением, в состав научно-исследовательской лаборатории № 7 (правопреемницы ЦНИЛ-5) были введены научно-исследовательские отделы психофизиологического и социально-психологического отбора, а также научно-исследовательское отделение автоматизации средств профессионального отбора [28].
Большой вклад в развитие научной школы внесли сотрудники и видные ученые академии, профессора: В.И. Медведев, В.А. Бодров, Г.М. Зараковский, Р.Н. Коробов, В.И. Ромашкин-Тиманов, Б.В. Кулагин, В.И. Шостак, Б.В. Овчинников, М.М. Решетников, А.Г. Маклаков, Б.М. Борисов, А.А. Боченков, С.В. Чермянин, В.А. Корзунин и др. [29, 30].
Руководителем ВНШ в настоящее время является доктор медицинских наук, профессор Владислав Викторович Юсупов (см. рис. 1). Под научным руководством В.В. Юсупова выполнено более 30 научно-исследовательских работ, включенных в Государственное задание, защищено 6 диссертационных работ. Он является автором и соавтором более 350 научных трудов, в их числе 7 нормативно-правовых документов уровня МО РФ, 5 монографий, 30 учебно-методических изданий, 4 патента на изобретения [7].
Большое значение для развития школы имеют разрабатываемые ее учеными инновационные подходы к изысканию новых путей и средств повышения боеспособности военнослужащих [30]:
- выработка теоретических основ, методов и критериев прогнозирования состояния организма солдат в период адаптации к военной службе;
- выявление психофизиологических и психологических характеристик призывного контингента, влияющих на эффективность профессиональной деятельности;
- введение понятия «Военная экология», связанного с негативным влиянием ряда военно-профессиональных факторов на функциональное состояние и здоровье военнослужащих;
- обоснование возможности развития у военнослужащих снижающего боеспособность «преморбидного» состояния, являющегося одной из форм утраты здоровья личного состава Вооруженных Сил;
- разработка и реализация в условиях локальных военных конфликтов системы фармакологического управления состояниями военнослужащих.
Таким образом, результаты исследований научной школы заложили основы для создания нового направления в обеспечении повышения боеспособности ВС РФ — медико-психологического сопровождения деятельности военнослужащих. В апреле 2012 г., с целью развития научного направления по разработке организационных и медико-психологических мероприятий, нацеленных на сохранение и повышение боеспособности частей и подразделений ВС РФ, в штат ВМедА (ВММА) был введен научно-исследовательский отдел (медико-психологического сопровождения) (НИО МПС) в составе научно-исследовательского центра [27].
В настоящее время учеными ВНШ разрабатываются следующие научные направления:
- методы повышения устойчивости адаптации военнослужащих к требованиям военно-профессиональной деятельности;
- профессиональный психологический отбор кандидатов для поступления на военную службу и медико-психологическое сопровождение военнослужащих на основе учета закономерностей военно-профессиональной адаптации;
- медицинский контроль состояния психического здоровья различных категорий военнослужащих;
- медико-психологическая коррекция и реабилитация военнослужащих в процессе профессиональной деятельности.
Основными достижениями ВНШ за последний период, в частности, являются:
- совершенствование методического аппарата изучения социально-психологических особенностей офицеров и генералов, отобранных на учебу в Военную академию Генерального штаба ВС РФ;
- разработка системы проведения психологического тестирования офицеров медицинской службы при аттестации;
- совершенствование методов определения специальных способностей и знаний кандидатов, поступающих в ВМедА;
- разработка и апробация нового методического аппарата определения профессиональной пригодности и нервно-психической устойчивости военнослужащих-водителей;
- определение групп риска развития психосоматических заболеваний у курсантов;
- совершенствование средств и способов коррекции психических расстройств и нарушений адаптации у военнослужащих;
- разработка технологии коррекции расстройств и нарушений адаптации у военнослужащих с использованием психофизиологических комплексов биологической обратной связи;
- обоснование возможности введения препаратов лекарственных растений в арсенал военной профилактической медицины;
- внесение дополнений в Приказ Министра обороны Российской Федерации «О медико-психологической реабилитации»;
- разработка стандартов медико-психологической реабилитации военнослужащих, находящихся на лечении в военно-медицинских организациях МО РФ;
- разработка методических рекомендаций по медико-психологической реабилитации военнослужащих, участвующих в борьбе с COVID-19, в санаторно-курортных организациях МО РФ.
В состав научной школы входят две секции:
- организация профессионального психологического отбора в ВС РФ (руководитель — профессор А.В. Корзунин);
- медико-психологическое сопровождение военнослужащих в процессе профессиональной деятельности (руководитель — профессор В.В. Юсупов).
Научной школой подготовлено 20 докторов и 65 кандидатов медицинских и психологических наук [7].
В исторических рамках этапа комплексных решений практических задач психологической работы в войсках определилось в самостоятельную ВНШ направление военной невропатологии, хотя истоки его зародились в рамках научной школы военной психиатрии еще в конце XIX — начале XX в.
Военно-научная школа «Изучение заболеваний и травм нервной системы» была основана в 1994 г. профессором Мирославом Михайловичем Одинаком [6, 7]. Среди ученых этой научной школы следует отметить: начальника кафедры нервных болезней Военно-медицинской академии, главного невролога МО РФ, профессора, доктора медицинских наук И.В. Литвиненко, профессоров Д.А. Искры, И.А. Вознюка, Г.Н. Бисаги, С.А. Живолупова, С.В. Лобзина, А.Ю. Емельянова, докторов медицинских наук А.Ю. Емелина, Д.Е. Дыскина, С.Н. Янишевского, Н.В. Цыгана и др. [6, 37].
Руководителем ВНШ бессменно является член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук, профессор Мирослав Михайлович Одинак (рис. 1) [7, 30, 31].
Научная школа состоит из шести секций, соответствующих направлениям проводимых исследований:
- сосудистые заболевания нервной системы;
- нейродегенеративные заболевания;
- когнитивные нарушения;
- эпилепсия;
- заболевания и травмы центральной и периферической нервной системы;
- черепно-мозговая травма.
Среди основных научных достижений ВНШ к теме нашей публикации относятся [32]:
- разработка и внедрение методов ранней дифференциальной диагностики когнитивных нарушений;
- формулировка основных положений современной дифференциации болевых синдромов в неврологии;
- уточнение особенностей патогенеза, клинического течения, диагностики, лечения, экспертизы боевых травм нервной системы.
Научной школой подготовлено 7 профессоров, 20 докторов и 75 кандидатов медицинских наук. Опыт работы обобщен более чем в 600 научных трудах, в том числе 11 монографиях, 47 руководствах для врачей, учебниках, учебных пособиях, методических пособиях и рекомендациях, справочниках [7].
Таким образом, результаты деятельности вышеописанных ВНШ академии позволяют констатировать несомненный и значительный их вклад в становление и научно-методическое оформление таких направлений подготовки и деятельности военных психологов, как:
- дифференцированная экспресс-оценка психического состояния военнослужащих при скрининговых психопрофилактических обследованиях;
- алгоритмы психопрофилактической работы на разных этапах военной службы;
- определение показаний и эффективности проведения психокоррекционных мероприятий на стадии донозологических проявлений психогенных расстройств в условиях войскового звена;
- система оказания медико-психологической помощи военнослужащим при психогенных поражениях в условиях военных действий;
- методики профилактики утомления с целью повышения работоспособности и боеспособности личного состава ВС РФ;
- специфика санитарных потерь военнослужащих от психогенных поражающих факторов в периоды войн и вооруженных конфликтов;
- авиационная психология и психофизиология летного труда;
- психология труда и инженерная психология, эргономика военных объектов;
- боевой стресс, посттравматические стрессовые расстройства;
- методы повышения устойчивости адаптации военнослужащих к требованиям военно-профессиональной деятельности;
- профессиональный психологический отбор кандидатов для поступления на военную службу и медико-психологическое сопровождение военнослужащих на основе учета закономерностей военно-профессиональной адаптации;
- медико-психологическая коррекция и реабилитация военнослужащих в процессе профессиональной деятельности;
- методы ранней дифференциальной диагностики когнитивных нарушений у военнослужащих;
- особенности патогенеза, клинического течения, диагностики, лечения, экспертизы боевых травм нервной системы.
Анализ деятельности ВНШ академии, сложившейся в настоящее время, дал возможность отобрать семь школ, представители которых внесли наибольший вклад в развитие идей и целых направлений военной психологии.
Этот вклад был реализован в многочисленных междисциплинарных и непосредственно психологических исследованиях академических научных школ: «Военная психиатрия» (1860), «Функционирование организма человека и животных в привычных и экстремальных условиях обитания и деятельности» (конец XIX в. – начало XX в.), «Организаторы военного здравоохранения» (1929), «Авиационная и космическая медицина» (1939), «Патофизиологические механизмы экстремальных состояний» (1939), «Профессиональный отбор и медико-психологическое сопровождение в ВС РФ» (1981), «Изучение заболеваний и травм нервной системы» (1994).
На большинстве исторических этапов становления отечественной военной психологии научные труды ученых ВМедА (ВММА) внесли в этот процесс значительный вклад. Объем научных трудов, выполненных по проблемам отечественной военной психологии в рамках междисциплинарных исследований ВНШ ВМедА (ВММА), составил значительную часть от всех научных работ по указанной проблематике в стране, а по ряду направлений военной психологии в академии были созданы первоосновы таковых.
Деятельность ряда ВНШ академии внесла значительный их вклад в становление и научно-методическое оформление таких направлений подготовки и деятельности военных психологов, как:
- дифференцированная экспресс-оценка психического состояния военнослужащих;
- алгоритмы психопрофилактической работы на разных этапах военной службы;
- определение показаний и эффективности проведения психокоррекционных мероприятий на стадии донозологических проявлений психогенных расстройств в условиях войскового звена;
- система оказания медико-психологической помощи военнослужащим при психогенных поражениях в условиях военных действий;
- методики профилактики утомления личного состава ВС РФ;
- специфика санитарных потерь военнослужащих от психогенных поражающих факторов в периоды войн и вооруженных конфликтов;
- авиационная психология и психофизиология летного труда;
- психология труда и инженерная психология, эргономика военных объектов и техники;
- психология боевого стресса, диагностика посттравматических стрессовых расстройств;
- методы повышения устойчивости адаптации военнослужащих к требованиям военно-профессиональной деятельности;
- профессиональный психологический отбор кандидатов для поступления на военную службу и медико-психологическое сопровождение военнослужащих;
- медико-психологическая коррекция и реабилитация военнослужащих в процессе профессиональной деятельности;
- методы ранней дифференциальной диагностики когнитивных нарушений у военнослужащих.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Вклад авторов. Все авторы внесли существенный вклад в разработку концепции, проведение исследования и подготовку статьи, прочли и одобрили финальную версию перед публикацией. Личный вклад каждого автора: Ю.Л. Старенченко — научное руководство, концепция и разработка исследования, написание итоговых выводов; Н.Л. Дианова — проведение анализа данных литературы, редактирование текста рукописи; С.А. Мамаева — анализ и обобщение данных литературы, сбор данных литературы, редактирование текста рукописи; Л.В. Яковлева — написание текста рукописи, создание графических материалов исследования; А.А. Хадарцев — концепция исследования; И.В. Кобрянова — оформление рукописи.
Источник финансирования. Авторы заявляют об отсутствии внешнего финансирования при проведении исследования.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.
ADDITIONAL INFO
Authors’ contributions: All the authors made a significant contribution to the development of the concept, research and preparation of the article, read and approved the final version before publication. Personal contribution of each author: Yu.L. Starenchenko: supervision, conceptualization, research design, writing of final conclusions; N.L. Dianova: references data analysis, proofreading and editing of the manuscript; S.A. Mamaeva: analysis and synthesis of reference data, data collection, proofreading and editing of the manuscript; L.V. Yakovleva: writing the manuscript, creating graphic materials for the study; A.A. Khadartsev: conceptualization; I.V. Kobryanova: formatting.
Funding source: This study was not supported by any external sources of funding.
Competing interests: The authors declare that they have no competing interests.
1 Паспорт ФГБ ВОУ ВО «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» Министерства обороны Российской Федерации (составлен по состоянию на 01.09.2024). Санкт-Петербург: ВМедА, 2024.
2 Профессор Анатолий Михайлович Шелепов — основатель научной школы организаторов военного здравоохранения: (к 70-летию со дня рождения) // Военный врач. 2020. № 12–13. С. 2.
3 Во главе медицины высокого полета // Военный врач. 2020. № 12–13. С. 7.
4 Стали лауреатами престижной премии // Военный врач. 2010. № 22–23. С. 1.
5 Приказ Революционного Военного Совета СССР № 1208 от 28 сентября 1924 г.
Об авторах
Юрий Леонидович Старенченко
Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова
Email: star113@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0003-2755-1419
SPIN-код: 9590-3548
канд. ист. наук, доцент
Россия, Санкт-ПетербургНаталия Львовна Дианова
Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова
Автор, ответственный за переписку.
Email: 5801088@gmail.com
ORCID iD: 0009-0007-5557-2355
SPIN-код: 8240-1970
Россия, Санкт-Петербург
Светлана Анатольевна Мамаева
Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова
Email: svetanma@list.ru
ORCID iD: 0000-0001-6775-1958
SPIN-код: 4240-8872
канд. пед. наук
Россия, Санкт-ПетербургЛюдмила Викторовна Яковлева
Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова
Email: ludavi10@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0001-1934-1783
SPIN-код: 4154-5400
Россия, Санкт-Петербург
Ирина Викторовна Кобрянова
Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова
Email: irvina111@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-4838-6515
SPIN-код: 7142-1012
канд. психол. наук
Россия, Санкт-ПетербургАлександр Агубечирович Хадарцев
Тульский государственный университет
Email: ahadarcev@bk.ru
ORCID iD: 0000-0002-6507-5877
SPIN-код: 6193-7543
д-р мед. наук, профессор
Россия, ТулаСписок литературы
- Worobiewsky B. De cura phlegmasiarum revulsiva, praejerenda reliquis aliis elucubrate: dissertatio inauguralis medico-practica. Petropoli, 1813.
- Чудиновских А.Г, Шамрей В.К., Одинак М.М. Профессора кафедры душевных и нервных болезней Военно-медицинской (Медико-хирургической) академии. Санкт-Петербург: ВМедА, 2008. 352 с.
- Ястребов В.С. И.М. Балинский — основоположник отечественной клинической и научной психиатрии // Психиатрия. 2017. № 2(74). С. 71–73. EDN: ZFAMON
- Чудиновских А.Г., Манизер Н.М., Шамрей В.К. Виктор Петрович Осипов (1871–1947). Санкт-Петербург: 2019. 367 c.
- Авдейко В.М., Адельсон Л.Н., Антипенко Л.Ф., и др. Краткий очерк истории кафедры нервных болезней: (к 80-летию кафедры) / под ред. А.А. Михайленко, В.И. Головкина. Санкт-Петербург: [б. и.], 1994. 133 c.
- Акименко М.А. Психоневрология — научное направление, созданное В.М. Бехтеревым // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 2004. № 1. С. 20–22. EDN: HCQHOQ
- Профессора Военно-медицинской (Медико-хирургической) академии / под ред. Е.В. Крюкова, У.В. Ивченко, В.Н. Цыган. 3-е изд., испр. и доп. Санкт-Петербург: ВМедА, 2023. 710 c.
- Андреев С.И. Российская Военно-медицинская академия (1798–1998). Санкт-Петербург: ВМедА, 1998. 702 с.
- Апчел В.Я., Моргошия Т.Ш. Памяти академика Ивана Петровича Павлова (к 170-летию со дня рождения) // Вестник Российской Военно-медицинской академии. 2019. № 2(66). С. 273–279. doi: 10.17816/brmma25957 EDN: VNQIDU
- Жданова Г.В. Концепция психических явлений И.М. Сеченова // Вопросы гуманитарных наук. 2022. № 1(118). С. 8–9. EDN: XJZOCR
- Самойлов В.О. Военно-медицинская Академия в жизни Леона Абгаровича Орбели // Вестник Российской Военно-медицинской академии. 2002. № 1(7). С. 19–29. EDN: PIOUEG
- Карпенко И.В. Б.К. Леонардов — основоположник первой в СССР кафедры военных и военно-санитарных дисциплин // Вестник новых медицинских технологий. 2013. Т. 20, № 3. С. 168–171. EDN: RGYZBV
- Белевитин А.Б., Шелепов А.М., Крючков О.А. А.С. Георгиевский — видный организатор военного здравоохранения, историк военной медицины (к 100-летию со дня рождения) // Вестник Российской Военно-медицинской академии. 2009. № 4(28). С. 168–172. EDN: KYKNHP
- Кульнев С.В., Шелепов А.М., Крючков О.А. Олег Сергеевич Лобастов (1921–2005) — видный ученый и организатор военного здравоохранения // Военно-медицинский журнал. 2022. Т. 343, № 3. С. 70–75. doi: 10.52424/00269050_2022_343_3_70 EDN: HOLQPL
- Благинин А.А., Лизогуб И.Н., Жильцова И.И., и др. История кафедры авиационной и космической медицины Военно-медицинской академии. Санкт-Петербург: ВМедА, 2018. 225 с.
- Благинин А.А., Синельников С.Н. 60 лет на передовых рубежах медицинского сопровождения авиации и космоса // Вестник Российской Военно-медицинской академии. 2018. № 4(64). С. 256–260. doi: 10.17816/brmma12392 EDN: YOIRUT
- Благинин А.А., Афонькин С.В., Анненков О.А. У истоков отечественной авиационной медицинской авариологии (к 110-летию со дня рождения А.Г. Шишова) // Вестник Российской Военно-медицинской академии. 2018. № 2(62). С. 265–267. doi: 10.17816/brmma12379 EDN: XRZFDF
- Дворников М.В., Чунгул А.В., Меликова М.Б. Инженерно-психологическое и эргономическое проектирование профессиональной деятельности в авиации В кн.: Авиакосмическая психофизиология, психология труда и эргономика. Москва: Полет, 2021. С. 74–89.
- Новиков В.С. История кафедры авиационной и космической медицины: к 200-летию Военно-медицинской академии (1798–1998 гг.). Санкт-Петербург: Наука, 1995. 77 с.
- Данилов М.К., Зорькин А.А. Гублер Е.В, Кулагин В.К. Иоаким Романович Петров: к 60-летию со дня рождения // Архив патологии. 1954. Т. 16, № 1. С. 92–93.
- Кулагин В.К. Вклад патофизиологов в победу советского народа в Великой Отечественной войне // Патологическая физиология и экспериментальная терапия. 1975. Вып. 3. С. 3–10.
- Крюков Е.В., Ивченко Е.В., Фисун А.Я., и др. Лидер патофизиологии: к 70-летию профессора Василия Николаевича Цыгана // Вестник Российской Военно-медицинской академии. 2024. Т. 26, № 2. С. 323–330. doi: 10.17816/brmma630033 EDN: FRQNYB
- Патофизиология — военной медицине: научно-исторические очерки / под ред. В.Н. Цыгана. Санкт-Петербург: Модерн, 2021. Т. 1. 200 с. EDN: ULRGKH
- Головко К.П., Юсупов В.В., Овчинников Д.В. Иван Диомидович Кудрин — видный ученый-физиолог и организатор исследований в области военной профилактической медицины // Военно-медицинский журнал. 2022. Т. 343, № 4. С. 86–89. doi: 10.52424/00269050_2022_343_4_86 EDN: ULEXYM
- Юсупов В.В., Овчинников Б.В., Самбукова Т.В. Вклад профессора И.Д. Кудрина в создание теории и практики медико-психологического сопровождения в Вооруженных силах России. В кн.: Профессиональное здоровье военнослужащих: материалы Всеармейской научно-практической конференции (к 100-летию со дня рождения профессора И.Д. Кудрина), Санкт-Петербург, 01 июня 2023 г. Санкт-Петербург: ВМедА, 2023. С. 3–8. EDN: SMCWVI
- Образцов И.В. Становление профессионального психологического отбора в РККА в 1920-е годы // Социологические исследования. 2020. № 5. С. 127–138. doi: 10.31857/S013216250009412-6 EDN: UURVUB
- Константинов В.В., Юсупов В.В., Болехан В.Н., Корзунин В.А., и др. История профессионального психологического отбора: научно-исследовательские подразделения Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова: коллективная монография. Санкт-Петербург: ВМедА, 2017.
- Юсупов В.В., Овчинников Б.В., Самбукова Т.В., Кухталев В.В. Психологи — известные ученые Военно-медицинской академии (1960–2020-е годы) / под ред. В.В. Юсупова, Б.В. Овчинникова. Санкт-Петербург: ВМедА, 2023. 204 с. EDN: BPTMXH
- Юсупов В.В., Самбукова Т.В. Опыт использования разработок военных психофармакологов для коррекции состояния человека в очагах стихийных бедствий и технических катастроф (к 85-летию со дня рождения А.Л. Зюбана) В кн.: Психофизиология профессионального здоровья человека: материалы научно-практической конференции, посвященной 20-летию образования кафедры военной психофизиологии Военно-медицинской академии, Санкт-Петербург, 1 ноября 2017 г. Санкт-Петербург, 2017. С. 335–337.
- Михайленко А.А., Одинак М.М., Голохвастов С.Ю., Лобзин В.Ю. Первая в России кафедра нервных и душевных болезней — кафедра Медико-хирургической (Военно-медицинской) академии (к 150-летию кафедры) // Вестник Российской Военно-медицинской академии. 2010. № 1(29). С. 172–179. EDN: MRMNWX
- Мирослав Михайлович Одинак (к 75-летию со дня рождения) // Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова. 2021. Т. 121, № 7. С. 143–144. doi: 10.17116/jnevro2021121071143
- Михайленко А.А. История отечественной неврологии. Петербургская неврологическая школа. Санкт-Петербург: Фолиант, 2007. 408 c.
Дополнительные файлы
