Contribution of military science schools and areas of the Military Medical Academy to development of Russian military psychology
- Authors: Starenchenko Y.L.1, Dianova N.L.1, Mamayeva S.A.1, Yakovleva L.V.1, Kobryanova I.V.1, Khadartsev A.A.2
-
Affiliations:
- Kirov Military Medical Academy
- Tula State University
- Issue: Vol 1, No 1 (2025)
- Pages: 17-30
- Section: Historical article
- Submitted: 15.01.2025
- Accepted: 03.02.2025
- Published: 27.04.2025
- URL: https://manmiljournal.ru/hmj/article/view/646156
- DOI: https://doi.org/10.17816/hmj646156
- ID: 646156
Cite item
Full Text
Abstract
Analysis of the contribution of prominent representatives of military science schools and areas of the Military Medical Academy (MMA, MNMA) to establishment and development of the Russian military psychology supports an important role of the Academy’s scientists in refining of ideas, and establishment and development of military psychology as a research and practice area. Even in a pre-scientific period of military psychology concepts, medical officers (mainly, general practitioners) were the first to raise and study a number of psychological aspects and issues of military service. Later, the baton was picked up by psychiatrists, namely, Bekhterev’s students: Mikhail Dobrotvorsky, Efim Borishpolsky, Gerasim Shumkov, and others. This contribution remains undervalued and ill-studied as part of the history of psychology, medicine, and Russian history in general. This conclusion prompted us to design and write the paper. To show the role and place of prominent academicians in establishment and development of the Russian military psychology in accordance with the accepted historical periodization. The review uses the analysis and arrangement of thesis researches on interdisciplinary topics, and topics pertaining to military psychological issues. As a result of the analysis of the established Academy military science schools’ activities, seven schools were selected. Their representatives have made the greatest contribution to the development of ideas and areas of military psychology. The activities of a number of military science schools of the Academy allow us to recognize their significant contribution to establishment and methodological support of various areas of training and activities of military psychologists.
Full Text
Значимость роли ученых (выпускников и сотрудников) Военно-медицинской академии (ВМедА, ВММА) в различных областях медицинской науки и практики неоспорима и имеет заслуженное мировое признание. При этом вклад академических военно-научных школ (ВНШ) и исследовательских направлений в становление и развитие отечественной военной психологии не столь явно раскрыт.
В среде историков психологии и медицины существуют различные, часто полярные мнения о роли для военной психологии некоторых видных научных деятелей ВМедА (ВММА). Между тем ряд новых направлений, впоследствии вошедших в научную и практическую область военной психологии (в частности, авиационная и медицинская психология, психогигиена и психопрофилактика, профессиональный психологический и психофизиологический отбор), были инициированы и организованы именно в стенах академии.
Краткий анализ вклада видных представителей ВНШ ВМедА (ВММА), выполненный в рамках принятой исторической периодизации развития отечественной военной психологии, дает возможность оценить их основные заслуги и достижения, а в ряде случаев — бесспорное лидерство в разработке междисциплинарных медико-психологических проблем.
Целью обзора было показать роль и место видных ученых академии в процессе становления и развития отечественной военной психологии и психологической службы в армии в соответствии с принятой периодизацией.
В основе исследования лежит осуществление архивного и библиографического поиска, анализ документов о результатах деятельности ученых академии в сфере изучения и разработки междисциплинарных и собственно психологических проблем военного труда; изучение накопленных на протяжении большого исторического периода и современных результатов деятельности академических ВНШ в области проблем военной психологии; проведение экспертной оценки результатов научного вклада ученых ВМедА (ВММА) в становление и развитие военной психологии и анализ полученных данных; анализ и систематизация диссертационных исследований по междисциплинарным и непосредственным темам военно-психологической проблематики.
Согласно Реестру ВНШ Министерства обороны Российской Федерации (МО РФ), к 2023 г. в Военно-медицинской академии сложилось 49 научных школ. Из них: в досоветский период развития нашей страны (1832–1917) в академии было основано 11 научных школ, в советский период (1917–1991) — 26 научных школ, в современный российский период (1991–2023) — 12 школ.1
За такой длительный исторический этап результатами плодотворной деятельности ВНШ стали:
- около 3 тыс. монографий, учебников, учебных пособий и руководств, сборников научных трудов по направлениям научной деятельности школ;
- более 1,5 тыс. докторов и более 4 тыс. кандидатов наук, чьи диссертационные исследования были реализованы в рамках научных направлений академических ВНШ;
- более 10 лауреатов международных, советских и российских государственных премий за научные достижения.
Таким образом, вклад ВНШ ВМедА (ВММА) в развитие различных направлений отечественной науки, бесспорно, является значительным и весомым.
В славной плеяде ВНШ Военно-медицинской академии следует выделить семь научных школ, которые имеют непосредственное отношение к междисциплинарным исследованиям в рамках военной психологии. Они представлены далее согласно существующей периодизации формирования и развития этой области знания, предложенной сотрудниками Института военной истории (см. табл. 1).
Таблица 1. Периодизация истории становления и развития отечественной военной психологии как научной дисциплины
Table 1. Periodization of Establishment and Development of the Russian Military Psychology as a Branch of Science
Период | Наименование периода |
XI – начало XX в. | Донаучный период развития идей военной психологии |
Научный период развития идей военной психологии | |
1908–1919 гг. | 1-й этап: становление отечественной военной психологии |
1920–1937 гг. | 2-й этап: институционализация исследовательской и практической военной психологии в Рабоче-крестьянской Красной армии |
1938–1948 гг. | 3-й этап: деинституционализированное развитие военной психологии |
1949–1964 гг. | 4-й этап: институциональное возрождение военной психологии |
1965 г. – середина 1980-х годов | 5-й этап: внедрение различных форм психологической работы в деятельность войск (сил) |
середина 1980-х – 2012 г. | 6-й этап: развитие комплексных решений практических задач психологической работы в родах (видах) войск (сил) |
2013 г. – по настоящее время | 7-й этап: становление и развитие психологической службы как субъекта психологической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации |
Психологическую подоплеку в этиологии и лечении болезней признавали еще в донаучный период развития идей военной психологии. Так, в начале XIX в. военные медики Медико-хирургической академии в своих исследованиях отмечали важность учета психологических аспектов в лечении и выздоровлении солдат. Впервые вопросы психосоматики заболеваний в контексте военных действий затронуты в диссертации Василия Воробьевского «Об окончании болезни, существовавшей в Москве и ее округе после нашествия неприятеля» (на латинском языке), защищенной в академии в 1813 г. [1], и в ряде других диссертационных исследований.
В середине XIX в. проблемами военной психологии (в междисциплинарном подходе) в академии начинает активно заниматься военная психиатрия. Здесь особое место занимает научная школа «Военная психиатрия», основанная в 1860 г. профессором И.М. Балинским [2].
Иван Михайлович Балинский (рис. 1) — доктор медицины, профессор, действительный тайный советник, ординарный профессор, член медицинского совета Министерства внутренних дел, председатель попечительского совета Елизаветинской детской больницы, член военно-медицинского ученого комитета, почетный член Военно-медицинской академии, организатор первой в России кафедры «Учения о нервных болезнях и болезнях, сопряженных с расстройством умственных способностей», по праву считается основоположником русской психиатрии [3].
Рис. 1. Профессорский состав академической научной школы. © Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, 2025. Публикуется с разрешения правообладателей. Источник: Паспорт ФГБ ВОУ ВО «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» Министерства обороны Российской Федерации (составлен по состоянию на 01.09.2024). Санкт-Петербург: ВМедА, 2024.
Fig. 1. Faculty of the academic school. © Kirov Military Medical Academy, 2025. Published by courtesy of the rights holders. Source: Passport of the Federal Military Educational Facility Kirov Military Medical Academy with the Ministry of Defense of the Russian Federation (prepared as of September 01, 2024). Saint Petersburg: MMA, 2024.
Идеи и первоосновы множества новых научных направлений и областей знания, в том числе военной психиатрии и военной психологии, в интегрированном виде уже содержались в трудах последователей И.М. Балинского. Профессора кафедры и их ученики (И.П. Мержеевский, В.М. Бехтерев, А.Ф. Эрлицкий, М.С. Добротворский, Е.С. Боришпольский, Г.Е. Шумков, В.П. Осипов, Н.И. Бондарев и др.) являются, в частности, основателями отечественной психиатрии, невропатологии, медицинской психологии, психофизиологии, медицинской педагогики (педологии), психогигиены и психопрофилактики, психотерапии, судебной и криминальной психиатрии [2]. Они внесли существенный вклад в такие разделы медицины, как физиология высшей нервной деятельности, биохимия нервных и психических расстройств, нейроэндокринология, нейроиммунология, психосоматика, психотоксикология, психофармакология, суицидология, неврология экстремальных состояний и психиатрия катастроф, эпидемиология сосудистых и психических заболеваний, этническая психиатрия и этнопсихология [2, 4].
Представителями школы «Военная психиатрия» подчеркивалась хрупкая грань между психологическими и психиатрическими проблемами военнослужащих. Они проявляли интерес к причинам и условиям возникновения психических нарушений у участников военных действий, специфике их клинических проявлений, профилактике и терапии [5].
Следует отдельно отметить, что ученики и последователи этой научной школы — военные психоневрологи — основали, в свою очередь, систему психоневрологической помощи в России, создали кафедры, клиники и региональные школы неврологов и психиатров в 32 крупных городах России и в 19 странах ближнего и дальнего зарубежья [6].
В России и за ее пределами учеными ВНШ было основано 25 научных журналов, 89 кафедр, 36 клиник, 38 учебных и научно-исследовательских институтов, 7 крупных психиатрических больниц [3].
В настоящее время руководителем научной школы является доктор медицинских наук профессор Владислав Казимирович Шамрей (см. рис. 1), академик Петровской академии наук и искусства, член правления Российского общества психиатров. Он является автором более 400 научных работ, 18 монографий, руководящих документов в области психиатрии и психического здоровья. Под его руководством защищены 7 докторских, 25 кандидатских диссертаций [7].
Современными направлениями деятельности данной ВНШ являются проблемы психического здоровья военнослужащих и система организации психиатрической помощи в Вооруженных Силах Российской Федерации (ВС РФ).
За последние пять лет основные научные результаты деятельности школы, в частности, включают: 1) обоснование возможности дифференцированной экспресс-оценки психического состояния при скрининговых психопрофилактических обследованиях; 2) разработку алгоритмов психопрофилактической работы на разных этапах военной службы; 3) определение показаний и эффективности проведения психокоррекционных мероприятий на стадии донозологических проявлений психических расстройств в условиях войскового звена; 4) описание особенностей и системы оказания медико-психологической помощи военнослужащим при психогенных поражениях в условиях военных действий [7].
Военно-научной школой подготовлено более 250 профессоров, 135 докторов медицины, 8 ученых специалистов по психиатрии и нервным болезням, 36 докторов наук, 134 кандидатов медицинских наук. Опыт работы обобщен более чем в 200 монографиях, учебниках и руководствах, 28 сборниках, 1500 научных работах [7].
В конце XIX в. – начале XX в. в академии была основана ВНШ «Функционирование организма человека и животных в привычных и экстремальных условиях обитания и деятельности». Основателями научной школы стали И.П. Павлов и И.М. Сеченов (см. рис. 1) [1, 8, 9].
Иван Петрович Павлов — доктор медицины, профессор, действительный член Петербургской Академии наук, создатель учения о высшей нервной деятельности, основатель крупнейшей в мире физиологической школы. За исследования пищеварения И.П. Павлов в 1904 г. стал Нобелевским лауреатом [9]. Иван Михайлович Сеченов открыл явления центрального торможения и дал материалистическое обоснование происхождения рефлексов [10].
Ученик и преемник И.П. Павлова, видный представитель научной школы — Леон Абгарович Орбели также стал создателем нового раздела физиологической науки — физиологии военного труда [11].
Физиологическая школа ВМедА (ВММА) сформировала ряд научно-исследовательских лабораторий и институтов. В частности, зародились кафедры авиационной и космической медицины, военной психофизиологии, физиологии подводного плавания и аварийно-спасательного дела. Ученики Л.А. Орбели: А.В. Лебединский, Н.П. Бресткин, А.В. Мозжухин, В.И. Медведев, В.Н. Зворыкин и другие — творчески развивали его научное наследие в области биофизики, взаимодействия афферентных (сенсорных) систем, вегетативной нервной системы [7, 8].
До ноября 2023 г. руководителем данной ВНШ являлся член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук, профессор Владимир Олегович Самойлов (см. рис. 1), автор и соавтор более 500 научных работ, 3 изобретений, 18 полезных моделей. Под его руководством защищены 7 докторских и 25 кандидатских диссертаций [12].
Хотя основные направления научных исследований данной ВНШ относятся к физиологии и биологии клетки, к оценке функционального состояния человека в покое и экстремальных условиях и т.п., они имеют и психологическую (психофизиологическую) составляющую.
Основные научные результаты деятельности данной ВНШ за последние пять лет, в частности, включают:
- разработку, обоснование и внедрение в практику новых методов изучения физиологических процессов, как на уровне отдельных клеток, так и целостного организма;
- исследование функциональных и экстремальных состояний при действии предельных физических нагрузок, гиподинамии, электромагнитных излучений, в условиях нормобарической гипоксии;
- изучение проблемы повышения работоспособности и боеспособности личного состава ВС РФ с целью профилактики утомления и лечения ряда заболеваний.
Научной школой подготовлено 112 докторов и 275 кандидатов наук. Опыт работы обобщен более чем в 30 монографиях, 19 учебниках и руководствах, 34 сборниках, 2300 научных работах [7].
В исторических рамках этапа институционализации исследовательской и практической военной психологии (1920–1937) в академии была основана ВНШ «Организаторы военного здравоохранения», внесшая существенный вклад, в частности, в изучение специфики санитарных потерь военнослужащих от психогенных поражающих факторов в периоды войн и вооруженных конфликтов.
Научная школа была основана в 1929 г. профессором Борисом Константиновичем Леонардовым (рис. 1). Под его руководством за 11 лет было выполнено 305 научных работ по актуальным вопросам организации и тактики медицинской службы [7, 12].
После Великой Отечественной войны научной школой руководил Анатолий Сергеевич Георгиевский. Он внес большой вклад в развитие теории военной медицины, особенно в разработку организационных проблем медицинского обеспечения армии и фронта, методологии и методики научно-исследовательских работ в медицине [13].
Важная роль в развитии научной школы принадлежит профессорам Н.Г. Иванову и О.С. Лобастову [7]. Николай Геннадьевич Иванов внес большой вклад в разработку методов прогнозирования величины и структуры санитарных потерь войск от современных видов оружия и применение методов математического моделирования в интересах медицинского обеспечения войск. Под руководством Олега Сергеевича Лобастова исследовались проблемы деятельности госпитальных баз, организации медицинского обеспечения объединений в операциях оперативного и стратегического масштаба, прогнозирования величины и структуры санитарных потерь психоневрологического профиля, а также организации медицинской помощи этой категории пораженных больных [14].
Руководителем ВНШ в настоящее время является доктор медицинских наук, профессор Анатолий Михайлович Шелепов2 (см. рис. 1), автор более 800 работ, 15 учебников, 32 монографий, 52 учебных и учебно-методических пособий, 24 руководящих документов. Под его руководством защищены 65 докторских и кандидатских диссертаций [8].
Школа организаторов военного здравоохранения с 2013 г. включена в Реестр ведущих научных и научно-педагогических школ Санкт-Петербурга.
Основные современные направления исследований ВНШ:
- организация медицинского обеспечения военных (боевых) действий объединений, соединений и частей видов и родов войск ВС РФ, а также повседневной деятельности войск;
- развитие теории военно-медицинского управления;
- стандартизация мероприятий медицинской помощи в системе этапного лечения раненых и больных;
- изучение прикладных вопросов строительства и развития медицинской службы ВС РФ, применения в военных конфликтах медицинских соединений, частей, учреждений и всестороннего обеспечения их действий.
Основными научными достижениями школы являются: разработка военно-медицинской доктрины, концепции строительства медицинской службы ВС РФ на долгосрочную перспективу; подготовка уставных документов по медицинскому обеспечению ВС РФ на мирное и военное время.
Научной школой подготовлено 6 академиков, 28 профессоров, 70 докторов наук, свыше 200 кандидатов медицинских наук. Опыт работы обобщен более чем в 120 монографиях, 46 учебниках и руководствах, 47 сборниках, более чем 2440 научных работах [8].
В исторических рамках этапа деинституционализированного развития военной психологии (1938–1948) была организована деятельность научной школы «Авиационная и космическая медицина».
Школа основана в 1939 г. академиком АН и АМН СССР, Заслуженным деятелем науки РСФСР, Героем Социалистического Труда, генерал-полковником медицинской службы Леоном Абгаровичем Орбели (рис. 1) [7, 15]. Л.А. Орбели впервые осмыслил значимость изучения влияния высотных полетов на организм человека, сформулировал физиологические проблемы стратосферных полетов и вопросы адаптации человека к новым условиям обитания, выработал научно-методологические способы их решения. Создание под руководством Л.А. Орбели баролаборатории, запуск первых советских стратостатов и организация специальной комиссии по отбору летного состава, включающей ведущих ученых Военно-медицинской академии, ознаменовали появление научной школы авиационной и космической медицины3 [16].
Огромный вклад в становление школы внесли труды Н.В. Петрова и М.П. Бресткина, обобщившие исследования о влиянии гипоксии и ускорений на организм человека, работы В.И. Воячека и К.Л. Хилова в области физиологии укачивания и вестибулярных нагрузок. Эти научные исследования стали фундаментом для разработки защитного высотного снаряжения, герметических кабин, системы аварийного покидания самолета. А.Г. Шишовым впервые была разработана система анализа причин и предупреждения летных происшествий, Г.Л. Комендантовым сформулированы первые представления о проблеме пространственной ориентации летчика в полете [17].
В настоящее время руководителем ВНШ является заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, доктор психологических наук профессор Андрей Александрович Благинин (рис. 2), академик Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, председатель секции авиационной медицины научного совета РАН «Науки о жизни», председатель проблемной комиссии «Профессиональное здоровье военнослужащих», эксперт РАН [18]. Он является автором и соавтором более 350 научных работ, 7 монографий, 5 учебников, 4 руководств, 5 изобретений. Под его руководством защищены 2 докторских и 20 кандидатских диссертаций [7].
Рис. 2. Андрей Александрович Благинин. © А.А. Благинин. Источник: личный архив А.А. Благинина. Публикуется с разрешения правообладателя.
Fig. 2. Andrey Aleksandrovich Blaginin. © A.A. Blaginin. Source: private archive of Аndrey Blaginin. Published by courtesy of the rights holder.
Военная научная школа по авиационной и космической медицине внесена в Реестр ведущих научных школ Санкт-Петербурга и в Реестр ВС РФ в 2013 г.
Основные направления научных исследований ВНШ: авиационная и космическая медицина, психофизиология летного труда, авиационная психология, психология труда и инженерная психология, эргономика [19].
В последние десятилетия научная школа определила ряд перспективных научных направлений, психологическая составляющая которых очевидна, в частности оценку, прогнозирование и коррекцию функционального состояния, профессиональной работоспособности и надежности летного состава и космонавтов; разработку способов и методов повышения устойчивости организма летчиков и космонавтов к факторам полета. Основу этих направлений составили научные работы Г.И. Гурвича, З.К. Сулимо-Самуйло, И.А. Пеймера, В.П. Загрядского, В.И. Копанева, В.А. Егорова, Э.В. Бондарева, В.С. Новикова, А.А. Боченкова, С.И. Лустина, Л.Г. Буйнова, И.И. Жильцовой, И.Н. Лизогуба [20].
К основным научным достижениям ВНШ за последний период деятельности относится разработка и внедрение в практику авиационной медицины методов гипо- и нормобарической гипоксии для повышения устойчивости организма к факторам авиационного полета, коррекции физической, операторской и умственной работоспособности здорового человека, повышения переносимости здоровым человеком различных экстремальных и субэкстремальных воздействий, профилактики и лечения ряда заболеваний [18, 19].
Научной школой подготовлено 14 профессоров, 25 докторов наук и 65 кандидатов медицинских наук. Опыт работы обобщен более чем в 30 монографиях, 15 учебниках и руководствах, 1000 научных работ [7].
В этот же период, в 1939 г., академиком АМН СССР, генерал-майором медицинской службы Иоакимом Романовичем Петровым (см. рис. 1) была основана ВНШ «Патофизиологические механизмы экстремальных состояний».
И.Р. Петров внес крупный вклад в понимание этиологии и патогенеза тяжелой механической травмы, шока и кровопотери. Предложенная им кровезамещающая жидкость (жидкость Петрова) во время Великой Отечественной войны имела приоритетный характер и широко применялась4 [20, 21]. Иоакимом Романовичем и его сотрудниками в результате 40-летних исследований была всесторонне изучена роль кислородного голодания при действии на организм разряженной атмосферы, при анемии головного мозга, кровопотере, различных видах шока и нарушениях кровообращения.4
Его последователями в развитии научной проблемы были: В.К. Кулагин, В.Б. Лемус, Е.В. Гублер, Е.В. Майстрах, Ю.Н. Шанин, О.С. Насонкин, Б.Р. Яременко, И.В. Зарубина, В.Ю. Шанин, В.Н. Александров, А.В. Дергунов [7, 8].
В настоящее время научной школой руководит доктор медицинских наук, профессор Василий Николаевич Цыган (рис. 3), Заслуженный деятель науки Российской Федерации, лауреат премии РАМН имени Н.И. Пирогова по медицине, ученый секретарь ученого совета Военно-медицинской академии, член Проблемной комиссии «Физиология экстремальных состояний» [22]. Он является автором более 600 научных работ, 45 монографий, 4 руководств и 5 учебников, 15 патентов, 3 авторских свидетельств [7, 22]. Василий Николаевич является автором научного открытия: «Закономерность структурных изменений в биологических жидкостях организма человека и животных под воздействием факторов окружающей среды» (2010). При научном консультировании и под руководством В.Н. Цыгана защищены 26 докторских и 29 кандидатских диссертации [23].
Рис. 3. Василий Николаевич Цыган. © В.Н. Цыган. Источник: личный архив В.Н. Цыгана. Публикуется с разрешения правообладателя.
Fig. 3. Vassily Nikolaevich Tsygan. © V.N. Tsygan. Source: private archive of Vassily Tsygan. Published by courtesy of the rights holder.
Среди основных направлений научных исследований ВНШ наиболее тесно соприкасаются с вопросами военной психологии: патофизиология центральной нервной системы, нейрофизиология экстремальных состояний, посттравматические стрессовые расстройства, гипоксия, нейрохимия, боевой стресс.
Основными научными достижениями школы признаны, в частности: исследование патогенеза боевой травмы; разработка проблемы нарушений межполушарного взаимодействия нейродинамических процессов, активации стресс-лимитирующей системы, формирования стресс-индуцированной нейродинамической функциональной системы в боевых условиях.
В военно-полевых условиях было выявлено, что опиоидные пептиды лимитируют развитие боевого стресса, но утяжеляют травматический шок, что в последующие годы приводит к развитию ряда психосоматических заболеваний, в том числе посттравматических стрессовых расстройств [23].
В рамках пятого этапа развития отечественной военной психологии — внедрения различных форм психологической работы в деятельность войск (сил) — в ВМедА закономерно появилась ВНШ, деятельность которой по решению научных проблем военной психологии является в основном прямой, а не междисциплинарной. Научную школу «Профессиональный отбор и медико-психологическое сопровождение в Вооруженных силах Российской Федерации» основал в 1981 г. профессор И.Д. Кудрин [7, 24].
Иван Диомидович Кудрин (см. рис. 1) — видный отечественный психофизиолог, доктор медицинских наук, профессор, автор и соавтор более 600 научных работ, участник Великой Отечественной войны, награжденный орденом Отечественной войны II степени и тремя орденами Красной Звезды. Под руководством И.Д. Кудрина подготовлено 17 докторов и 38 кандидатов наук [25].
В Военно-медицинской академии разработка проблем профессионального психологического отбора (ППО) в вооруженных силах имеет длительную историю. Первые работы по этой проблеме проводились начиная с 1895 г. под руководством В.М. Бехтерева, Г.Е. Шумковым, А.Ф. Лазурским и др.
С 1924 г. важной задачей военных специалистов (медиков и психологов) являлось создание в Вооруженных Силах страны системы профессионального отбора. Уже тогда психологическому компоненту в оценке «человеческого фактора» отводилась большая роль. В академии была создана Центральная психофизиологическая лаборатория Военно-санитарного управления РККА (ЦПФЛ), руководителем которой стал ученик И.П. Павлова, профессор Юрий Петрович Фролов (1892–1967) [26]. На лабораторию возлагались в числе прочих: «…научное решение вопросов отбора и распределения по родам войск лиц, принимаемых на военную службу», а также «…проверка методов коллективных и индивидуальных психологических испытаний и применение их в условиях Красной армии и флота»5.¶
Центральная психофизиологическая лаборатория Военно-санитарного управления РККА и учрежденная в том же году в Москве Центральная психофизиологическая лаборатория Военно-воздушных сил СССР (ЦПФЛ ВВС) возглавили работу психофизиологических лабораторий округов, армий и флотов, которых к 1928 г. было сформировано 24. В продолжение этой работы в 1925 г. при Военно-медицинской академии были организованы курсы усовершенствования специалистов в области психофизиологических исследований в РККА и РККФ [27].
Создание в 1966 г. Центральной научно-исследовательской лаборатории обитаемости (ЦНИЛ-5) положило начало систематическим плановым исследованиям направлений ППО. Уже в 1967 г. были начаты работы по отбору военных специалистов в войсках и вузах Сухопутных войск МО СССР. В 1981 г., в связи с высокой актуальностью исследований по проблемам ППО и их большим оборонным значением, в состав научно-исследовательской лаборатории № 7 (правопреемницы ЦНИЛ-5) были введены научно-исследовательские отделы психофизиологического и социально-психологического отбора, а также научно-исследовательское отделение автоматизации средств профессионального отбора [28].
Большой вклад в развитие научной школы внесли сотрудники и видные ученые академии, профессора: В.И. Медведев, В.А. Бодров, Г.М. Зараковский, Р.Н. Коробов, В.И. Ромашкин-Тиманов, Б.В. Кулагин, В.И. Шостак, Б.В. Овчинников, М.М. Решетников, А.Г. Маклаков, Б.М. Борисов, А.А. Боченков, С.В. Чермянин, В.А. Корзунин и др. [29, 30].
Руководителем ВНШ в настоящее время является доктор медицинских наук, профессор Владислав Викторович Юсупов (см. рис. 1). Под научным руководством В.В. Юсупова выполнено более 30 научно-исследовательских работ, включенных в Государственное задание, защищено 6 диссертационных работ. Он является автором и соавтором более 350 научных трудов, в их числе 7 нормативно-правовых документов уровня МО РФ, 5 монографий, 30 учебно-методических изданий, 4 патента на изобретения [7].
Большое значение для развития школы имеют разрабатываемые ее учеными инновационные подходы к изысканию новых путей и средств повышения боеспособности военнослужащих [30]:
- выработка теоретических основ, методов и критериев прогнозирования состояния организма солдат в период адаптации к военной службе;
- выявление психофизиологических и психологических характеристик призывного контингента, влияющих на эффективность профессиональной деятельности;
- введение понятия «Военная экология», связанного с негативным влиянием ряда военно-профессиональных факторов на функциональное состояние и здоровье военнослужащих;
- обоснование возможности развития у военнослужащих снижающего боеспособность «преморбидного» состояния, являющегося одной из форм утраты здоровья личного состава Вооруженных Сил;
- разработка и реализация в условиях локальных военных конфликтов системы фармакологического управления состояниями военнослужащих.
Таким образом, результаты исследований научной школы заложили основы для создания нового направления в обеспечении повышения боеспособности ВС РФ — медико-психологического сопровождения деятельности военнослужащих. В апреле 2012 г., с целью развития научного направления по разработке организационных и медико-психологических мероприятий, нацеленных на сохранение и повышение боеспособности частей и подразделений ВС РФ, в штат ВМедА (ВММА) был введен научно-исследовательский отдел (медико-психологического сопровождения) (НИО МПС) в составе научно-исследовательского центра [27].
В настоящее время учеными ВНШ разрабатываются следующие научные направления:
- методы повышения устойчивости адаптации военнослужащих к требованиям военно-профессиональной деятельности;
- профессиональный психологический отбор кандидатов для поступления на военную службу и медико-психологическое сопровождение военнослужащих на основе учета закономерностей военно-профессиональной адаптации;
- медицинский контроль состояния психического здоровья различных категорий военнослужащих;
- медико-психологическая коррекция и реабилитация военнослужащих в процессе профессиональной деятельности.
Основными достижениями ВНШ за последний период, в частности, являются:
- совершенствование методического аппарата изучения социально-психологических особенностей офицеров и генералов, отобранных на учебу в Военную академию Генерального штаба ВС РФ;
- разработка системы проведения психологического тестирования офицеров медицинской службы при аттестации;
- совершенствование методов определения специальных способностей и знаний кандидатов, поступающих в ВМедА;
- разработка и апробация нового методического аппарата определения профессиональной пригодности и нервно-психической устойчивости военнослужащих-водителей;
- определение групп риска развития психосоматических заболеваний у курсантов;
- совершенствование средств и способов коррекции психических расстройств и нарушений адаптации у военнослужащих;
- разработка технологии коррекции расстройств и нарушений адаптации у военнослужащих с использованием психофизиологических комплексов биологической обратной связи;
- обоснование возможности введения препаратов лекарственных растений в арсенал военной профилактической медицины;
- внесение дополнений в Приказ Министра обороны Российской Федерации «О медико-психологической реабилитации»;
- разработка стандартов медико-психологической реабилитации военнослужащих, находящихся на лечении в военно-медицинских организациях МО РФ;
- разработка методических рекомендаций по медико-психологической реабилитации военнослужащих, участвующих в борьбе с COVID-19, в санаторно-курортных организациях МО РФ.
В состав научной школы входят две секции:
- организация профессионального психологического отбора в ВС РФ (руководитель — профессор А.В. Корзунин);
- медико-психологическое сопровождение военнослужащих в процессе профессиональной деятельности (руководитель — профессор В.В. Юсупов).
Научной школой подготовлено 20 докторов и 65 кандидатов медицинских и психологических наук [7].
В исторических рамках этапа комплексных решений практических задач психологической работы в войсках определилось в самостоятельную ВНШ направление военной невропатологии, хотя истоки его зародились в рамках научной школы военной психиатрии еще в конце XIX — начале XX в.
Военно-научная школа «Изучение заболеваний и травм нервной системы» была основана в 1994 г. профессором Мирославом Михайловичем Одинаком [6, 7]. Среди ученых этой научной школы следует отметить: начальника кафедры нервных болезней Военно-медицинской академии, главного невролога МО РФ, профессора, доктора медицинских наук И.В. Литвиненко, профессоров Д.А. Искры, И.А. Вознюка, Г.Н. Бисаги, С.А. Живолупова, С.В. Лобзина, А.Ю. Емельянова, докторов медицинских наук А.Ю. Емелина, Д.Е. Дыскина, С.Н. Янишевского, Н.В. Цыгана и др. [6, 37].
Руководителем ВНШ бессменно является член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук, профессор Мирослав Михайлович Одинак (рис. 1) [7, 30, 31].
Научная школа состоит из шести секций, соответствующих направлениям проводимых исследований:
- сосудистые заболевания нервной системы;
- нейродегенеративные заболевания;
- когнитивные нарушения;
- эпилепсия;
- заболевания и травмы центральной и периферической нервной системы;
- черепно-мозговая травма.
Среди основных научных достижений ВНШ к теме нашей публикации относятся [32]:
- разработка и внедрение методов ранней дифференциальной диагностики когнитивных нарушений;
- формулировка основных положений современной дифференциации болевых синдромов в неврологии;
- уточнение особенностей патогенеза, клинического течения, диагностики, лечения, экспертизы боевых травм нервной системы.
Научной школой подготовлено 7 профессоров, 20 докторов и 75 кандидатов медицинских наук. Опыт работы обобщен более чем в 600 научных трудах, в том числе 11 монографиях, 47 руководствах для врачей, учебниках, учебных пособиях, методических пособиях и рекомендациях, справочниках [7].
Таким образом, результаты деятельности вышеописанных ВНШ академии позволяют констатировать несомненный и значительный их вклад в становление и научно-методическое оформление таких направлений подготовки и деятельности военных психологов, как:
- дифференцированная экспресс-оценка психического состояния военнослужащих при скрининговых психопрофилактических обследованиях;
- алгоритмы психопрофилактической работы на разных этапах военной службы;
- определение показаний и эффективности проведения психокоррекционных мероприятий на стадии донозологических проявлений психогенных расстройств в условиях войскового звена;
- система оказания медико-психологической помощи военнослужащим при психогенных поражениях в условиях военных действий;
- методики профилактики утомления с целью повышения работоспособности и боеспособности личного состава ВС РФ;
- специфика санитарных потерь военнослужащих от психогенных поражающих факторов в периоды войн и вооруженных конфликтов;
- авиационная психология и психофизиология летного труда;
- психология труда и инженерная психология, эргономика военных объектов;
- боевой стресс, посттравматические стрессовые расстройства;
- методы повышения устойчивости адаптации военнослужащих к требованиям военно-профессиональной деятельности;
- профессиональный психологический отбор кандидатов для поступления на военную службу и медико-психологическое сопровождение военнослужащих на основе учета закономерностей военно-профессиональной адаптации;
- медико-психологическая коррекция и реабилитация военнослужащих в процессе профессиональной деятельности;
- методы ранней дифференциальной диагностики когнитивных нарушений у военнослужащих;
- особенности патогенеза, клинического течения, диагностики, лечения, экспертизы боевых травм нервной системы.
Анализ деятельности ВНШ академии, сложившейся в настоящее время, дал возможность отобрать семь школ, представители которых внесли наибольший вклад в развитие идей и целых направлений военной психологии.
Этот вклад был реализован в многочисленных междисциплинарных и непосредственно психологических исследованиях академических научных школ: «Военная психиатрия» (1860), «Функционирование организма человека и животных в привычных и экстремальных условиях обитания и деятельности» (конец XIX в. – начало XX в.), «Организаторы военного здравоохранения» (1929), «Авиационная и космическая медицина» (1939), «Патофизиологические механизмы экстремальных состояний» (1939), «Профессиональный отбор и медико-психологическое сопровождение в ВС РФ» (1981), «Изучение заболеваний и травм нервной системы» (1994).
На большинстве исторических этапов становления отечественной военной психологии научные труды ученых ВМедА (ВММА) внесли в этот процесс значительный вклад. Объем научных трудов, выполненных по проблемам отечественной военной психологии в рамках междисциплинарных исследований ВНШ ВМедА (ВММА), составил значительную часть от всех научных работ по указанной проблематике в стране, а по ряду направлений военной психологии в академии были созданы первоосновы таковых.
Деятельность ряда ВНШ академии внесла значительный их вклад в становление и научно-методическое оформление таких направлений подготовки и деятельности военных психологов, как:
- дифференцированная экспресс-оценка психического состояния военнослужащих;
- алгоритмы психопрофилактической работы на разных этапах военной службы;
- определение показаний и эффективности проведения психокоррекционных мероприятий на стадии донозологических проявлений психогенных расстройств в условиях войскового звена;
- система оказания медико-психологической помощи военнослужащим при психогенных поражениях в условиях военных действий;
- методики профилактики утомления личного состава ВС РФ;
- специфика санитарных потерь военнослужащих от психогенных поражающих факторов в периоды войн и вооруженных конфликтов;
- авиационная психология и психофизиология летного труда;
- психология труда и инженерная психология, эргономика военных объектов и техники;
- психология боевого стресса, диагностика посттравматических стрессовых расстройств;
- методы повышения устойчивости адаптации военнослужащих к требованиям военно-профессиональной деятельности;
- профессиональный психологический отбор кандидатов для поступления на военную службу и медико-психологическое сопровождение военнослужащих;
- медико-психологическая коррекция и реабилитация военнослужащих в процессе профессиональной деятельности;
- методы ранней дифференциальной диагностики когнитивных нарушений у военнослужащих.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Вклад авторов. Все авторы внесли существенный вклад в разработку концепции, проведение исследования и подготовку статьи, прочли и одобрили финальную версию перед публикацией. Личный вклад каждого автора: Ю.Л. Старенченко — научное руководство, концепция и разработка исследования, написание итоговых выводов; Н.Л. Дианова — проведение анализа данных литературы, редактирование текста рукописи; С.А. Мамаева — анализ и обобщение данных литературы, сбор данных литературы, редактирование текста рукописи; Л.В. Яковлева — написание текста рукописи, создание графических материалов исследования; А.А. Хадарцев — концепция исследования; И.В. Кобрянова — оформление рукописи.
Источник финансирования. Авторы заявляют об отсутствии внешнего финансирования при проведении исследования.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.
ADDITIONAL INFO
Authors’ contributions: All the authors made a significant contribution to the development of the concept, research and preparation of the article, read and approved the final version before publication. Personal contribution of each author: Yu.L. Starenchenko: supervision, conceptualization, research design, writing of final conclusions; N.L. Dianova: references data analysis, proofreading and editing of the manuscript; S.A. Mamaeva: analysis and synthesis of reference data, data collection, proofreading and editing of the manuscript; L.V. Yakovleva: writing the manuscript, creating graphic materials for the study; A.A. Khadartsev: conceptualization; I.V. Kobryanova: formatting.
Funding source: This study was not supported by any external sources of funding.
Competing interests: The authors declare that they have no competing interests.
1 Паспорт ФГБ ВОУ ВО «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» Министерства обороны Российской Федерации (составлен по состоянию на 01.09.2024). Санкт-Петербург: ВМедА, 2024.
2 Профессор Анатолий Михайлович Шелепов — основатель научной школы организаторов военного здравоохранения: (к 70-летию со дня рождения) // Военный врач. 2020. № 12–13. С. 2.
3 Во главе медицины высокого полета // Военный врач. 2020. № 12–13. С. 7.
4 Стали лауреатами престижной премии // Военный врач. 2010. № 22–23. С. 1.
5 Приказ Революционного Военного Совета СССР № 1208 от 28 сентября 1924 г.
About the authors
Yuri L. Starenchenko
Kirov Military Medical Academy
Email: star113@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0003-2755-1419
SPIN-code: 9590-3548
Cand. Sci. (History), Assistant Professor
Russian Federation, Saint PetersburgNatalia L. Dianova
Kirov Military Medical Academy
Author for correspondence.
Email: 5801088@gmail.com
ORCID iD: 0009-0007-5557-2355
SPIN-code: 8240-1970
Russian Federation, Saint Petersburg
Svetlana A. Mamayeva
Kirov Military Medical Academy
Email: svetanma@list.ru
ORCID iD: 0000-0001-6775-1958
SPIN-code: 4240-8872
Cand. Sci. (Pedagogy)
Russian Federation, Saint PetersburgLyudmila V. Yakovleva
Kirov Military Medical Academy
Email: ludavi10@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0001-1934-1783
SPIN-code: 4154-5400
Russian Federation, Saint Petersburg
Irina V. Kobryanova
Kirov Military Medical Academy
Email: irvina111@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-4838-6515
SPIN-code: 7142-1012
Cand. Sci. (Psychology)
Russian Federation, Saint PetersburgAlexander A. Khadartsev
Tula State University
Email: ahadarcev@bk.ru
ORCID iD: 0000-0002-6507-5877
SPIN-code: 6193-7543
MD, Dr. Sci. (Medicine), Professor
Russian Federation, TulaReferences
- Worobiewsky B. De cura phlegmasiarum revulsiva, praejerenda reliquis aliis elucubrate: dissertatio inauguralis medico-practica. Petropoli, 1813.
- Chudinovskikh AG, Shamrey VK, Odinak MM. Professors of the department of mental and nervous diseases of the military medical (medico-surgical) academy. Saint Petersburg: VMedA; 2008. 352 p. (In Russ.)
- Yastrebov VS. I.M. Balinsky — the founder of domestic clinical and scientific psychiatry. Psychiatry. 2017;(2(74)):71–73. (In Russ.) EDN: ZFAMON
- Chudinovskikh AG, Manizer NM, Shamrey VK. Viktor P. Osipov (1871–1947). Saint Petersburg; 2019. 367 p. (In Russ.)
- Avdeyko VM, Adelson LN, Antipenko LF, et al. A brief sketch of the history of the department of nervous diseases: (to the 80th anniversary of the department). Mikhailenko AA, Golovkin VI, Eds. Saint Petersburg: [u. p.], 1994. 133 p. (In Russ.)
- Akimenko MA. Psychoneurology is a scientific direction created by V.M. Bekhterev. V.M. Bekhterev Review of Psychiatry and Medical Psychology. 2004;(1):20–22. (In Russ.) EDN: HCQHOQ
- Kryukov EV, Ivchenko UV, Tsygan VN, eds. Professor Military-Medical (Medical-Surgical) academies. 3rd ed. Saint Petersburg: Vmeda; 2023. 710 p. (In Russ.)
- Andreev SI. Russian military medical academy (1798–1998). Saint Petersburg: VMedA; 1998. 702 p. (In Russ.)
- Apchel VYa, Morgoshiia TSh. In memory of academician Ivan Petrovich Pavlov (on the 170th anniversary of his birth). Bulletin of the Russian Military Medical Academy. 2019;(2(66)):273–279. doi: 10.17816/brmma25957 EDN: VNQIDU
- Zhdanova GV. The concept of mental phenomena of IM Sechenov. Questions of Humanitarian Sciences. 2022;(1(118)):8–9. (In Russ.) EDN: XJZOCR
- Samoilov VO. Military Medical Academy in the life of Leon Abgarovich Orbeli. Bulletin of the Russian Military Medical Academy. 2002;(1(7)):19–29. (In Russ.) EDN: PIOUEG
- Karpenko IV, BK. Leonardov — the founder of the first department of military and military-sanitary disciplines in the USSR. Bulletin of New Medical Technologies. 2013;20(3):168–171. (In Russ.) EDN: RGYZBV
- Belevitin AB, Shelepov AM, Kryuchkov OA. An outstanding organizer of military medicine, the historian of military medicine (to the 100th anniversary of Georgievsky A.S.). Bulletin of the Russian Military Medical Academy. 2009;(4(28)):168–172. (In Russ.) EDN: KYKNHP
- Kulnev SV, Shelepov AM, Kryuchkov OA. Oleg Sergeevich Lobastov (1921–2005) — a prominent scientist and organizer of military healthcare. Military Medical Journal. 2022;343(3):70–75. doi: 10.52424/00269050_2022_343_3_70 EDN: HOLQPL (In Russ.)
- Blaginin AA, Lizogub IN, Zhiltsova II, et al. The history of the department of aviation and space medicine of the military medical academy. Saint Petersburg: VMedA; 2018. 225 p. (In Russ.)
- Blaginin AA, Sinel’nikov SN. 60 years on the front lines of aviation and space medical support. Bulletin of the Russian Military Medical Academy. 2018;(4(64)):256–260. (In Russ.) doi: 10.17816/brmma12392 EDN: YOIRUT
- Blaginin AA, Afonkin SV, Annenkov OA. At the origins of the native medical aviation accidents study (to the 110th anniversary of the birth of A.G. Shishov). Bulletin of the Russian Military Medical Academy. 2018;(2(62)):265–267. (In Russ.) doi: 10.17816/brmma12379 EDN: XRZFDF
- Dvornikov MV, Chungul AV, Malikova MB. Engineering-psychological and ergonomic design of professional activity in aviation. In: Aerospace psychophysiology, labor psychology and ergonomics. Moscow: Flight; 2021:74–89. (In Russ.)
- Novikov VS. The history of the Department of Aviation and Space Medicine: to the 200th anniversary of the Military Academy (1798–1998). Saint Petersburg: Nauka, 1995. 77 p. (In Russ)
- Danilov MK, Zor’kin AA, Gubler EV, Kulagin VK. Ioakim R. Petrov: on the 60th anniversary of his birth. Archives of Pathology. 1954;16(1):92–93. (In Russ.)
- Kulagin VK. The contribution of pathophysiologists to the victory of the Soviet people in the Great Patriotic War. Pathological physiology and experimental therapy. 1975;(3):3–10. (In Russ.)
- Kryukov EV, Ivchenko EV, Fisun AYA, et al. Leader of pathophysiology: on the 70th birthday of professor Vasily N. Tsygan. Bulletin of the Russian Military Medical Academy. 2024;26(2):323–330. (In Russ.) doi: 10.17816/brmma630033 EDN: FRQNYB
- Tsygan VN, editor. Pathophysiology — for military medicine: scientific and historical essays. Saint Petersburg: Modern; 2021. Vol 1. 200 p. (In Russ.) EDN: ULRGKH
- Golovko KP, Yusupov VV, Ovchinnikov DV. Ivan Diomidovich Kudrin — a prominent physiologist and organizer of the development of scientific problems of military preventive medicine. Military Medical Journal. 2022;343(4):86–89. (In Russ.) doi: 10.52424/00269050_2022_343_4_86 EDN: ULEXYM
- Yusupov VV, Ovchinnikov BV, Sambukova TV. Contribution of Professor I.D. Kudrin to the creation of the theory and practice of medical and psychological support in the Armed Forces of Russia. In: Professional health of military personnel: materials of the All-Army scientific and practical conference (to the 100th anniversary of the birth of Professor I.D. Kudrin), Saint Petersburg, June 01, 2023. Saint Petersburg: Military Medical Academy named after S.M. Kirov, 2023:3–8. (In Russ.) EDN: SMCWVI
- Obraztsov IV. The making of professional psychological selection in the red army in the 1920’s. Sotsiologicheskie Issledovaniia. 2020;(5):127–138. (In Russ.) doi: 10.31857/S013216250009412-6 EDN: UURVUB
- Konstantinov VV, Yusupov VV, Bolekhan VN, Korzunin VA., et al. The history of professional psychological selection: research units of the Military Medical Academy named after S.M. Kirov. Saint Petersburg: VMedA; 2017. (In Russ)
- Yusupov CV, Ovchinnikov BV, Sambukova TV, Kuchtalev VV. Psychologists-renowned scholar of the military medical academies (1960–2020s). V.V. Yusupov, B.V. Ovchinnikov, editors. Saint Petersburg: VMedA; 2023. 204 p. (In Russ.) EDN: BPTMXH
- Yusupov VV, Sambukova TV. The experience of using the developments of military psychopharmacologists to correct the human condition in the foci of natural disasters and technical disasters (to the 85th anniversary of the birth of A.L. Zyuban). In: Psychophysiology of professional human health: maaterials of the Scientific-Practical Conference dedicated to the 20th anniversary of the formation of the Department of Military Psychophysiology of the Military Medical Academy, Saint Petersburg, November 1, 2017. Saint Petersburg; 2017:335–337. (In Russ.)
- Mikhailenko AA, Odinak MM, Golokhvastov SYu, Lobzin VYu. The first department of nervous and mental diseases — the department of Medico-surgical (Military-medical) academy (to 150-year anniversary of the department). Bulletin of the Russian Military Medical Academy. 2010;(1(29)):172–179. (In Russ.) EDN: MRMNWX
- Miroslav Mikhailovich Odinak (on the 75th anniversary). S.S. Korsakov journal of neurology and psychiatry. 2021;121(7):143–144. (In Russ.) doi: 10.17116/jnevro2021121071143 EDN: EFIXGT
- Mikhailenko AA. The history of Russian neurology. Saint Petersburg Neurological School. Saint Petersburg: Foliant; 2007. 408 p. (In Russ.)
Supplementary files
