Методологические основы формирования физкультурно-оздоровительных компетенций у военнослужащих с ограниченными возможностями здоровья к самореабилитации
- Авторы: Образцов М.С.1
-
Учреждения:
- Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова
- Выпуск: Том 1, № 3 (2025)
- Страницы: 193-198
- Раздел: Научные обзоры
- Статья получена: 16.08.2025
- Статья одобрена: 29.08.2025
- Статья опубликована: 30.09.2025
- URL: https://manmiljournal.ru/hmj/article/view/689352
- DOI: https://doi.org/10.17816/hmj689352
- EDN: https://elibrary.ru/GTPVZG
- ID: 689352
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Увеличение числа военнослужащих с ограниченными возможностями здоровья обостряет разрыв между традиционными нормами физической подготовки и реальными реабилитационными потребностями. Известно, что физическая активность улучшает функциональное состояние и психоэмоциональное благополучие, однако в военной среде недостаточно систематизированы подходы к формированию именно физкультурно-оздоровительных компетенций и готовности к самореабилитации. Настоящий обзор обобщает и критически интерпретирует современный массив отечественных и зарубежных публикаций, предлагая компетентностную модель адаптивной физической культуры для военнослужащих с ограниченными возможностями здоровья. Уточняется состав ключевых компонентов (мотивационно-ценностный, когнитивный, практико-деятельностный и личностно-рефлексивный) и их критерии, обосновывается поэтапная организация подготовки (восстановительный, специально-тренировочный, прикладной этапы) с индивидуализацией нагрузки. Показано, что программы адаптивной физической культуры, включающие доступные для разных нозологий средства (в т. ч. плавание, упражнения на координацию, подготовку на тренажерах), способствуют развитию выносливости, силы и координации, снижению тревожности, укреплению внутренней мотивации и формированию навыков самоконтроля. Обозначены условия эффективности: междисциплинарное сопровождение (специалист по физической подготовке, врач, психолог), мониторинг функционального состояния, включение занятий в распорядок службы и методическая поддержка подразделений. Новизна обзора состоит в интеграции компетентностной модели с алгоритмом внедрения в войсковую практику и набором прикладных индикаторов оценки сформированности компетенций и готовности к самореабилитации.
Полный текст
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы наблюдается значительный рост числа военнослужащих с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что обусловлено как последствиями боевых травм, так и социально-демографическими факторами [1, 2]. По данным С.Е. Нескородова и соавт. [3], «увеличение количества военнослужащих с ограниченными возможностями здоровья требует нового комплексного подхода к реабилитации». Физическая культура и спорт традиционно рассматриваются как средства укрепления здоровья и повышения выносливости личного состава. Многочисленные исследования подтверждают, что регулярные физические нагрузки развивают общую функциональную устойчивость организма и формируют личностные качества: характер, волю, стрессоустойчивость [4, 5]. Следовательно, адаптация этих занятий для военнослужащих с ОВЗ является стратегически важной задачей.
Адаптивная физическая культура (АФК) в учебной и методической литературе определяется как комплекс мероприятий, направленных на адаптацию физических нагрузок к возможностям и ограничениям человека с ОВЗ и обеспечивающих его интеграцию в социум. АФК и адаптивный спорт служат средством многостороннего воздействия на состояние занимающихся, являются психологически и физиологически адекватным фактором повышения двигательных возможностей, способствуют развитию компенсаторных механизмов организма [6, 7]. В Вооруженных Силах Российской Федерации (ВС РФ) есть официальные регламенты по физической подготовке, однако существующие нормативы разрабатывались прежде всего для военнослужащих без ограничений по здоровью. Модернизация подходов к физической подготовке военнослужащих с ОВЗ требует научного обоснования: включения новых упражнений, программ и технологий.
В обзоре проанализированы современные методы и достижения в области формирования физкультурно-спортивных компетенций и способности к самореабилитации у военнослужащих с ОВЗ на основе отечественных исследований и практик.
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК СРЕДСТВА РЕАБИЛИТАЦИИ
Адаптивная физическая культура в контексте военной службы выполняет интегративную и социализирующую функции [8]. По нашему мнению, такой комплекс должен обеспечивать прежде всего восстановление утраченных двигательных функций и общего здоровья, одновременно развивая мотивацию к физической активности и профессиональной деятельности. Так, в исследованиях отмечено, что АФК играет роль стабилизатора состояния здоровья, позволяя использовать сохранные функции организма и максимально реализовать его природные резервы [9]. Адаптивные упражнения рассчитаны на разные типы ограничений и инвалидности: например, для ампутантов нижних конечностей наиболее доступны плавание и силовые упражнения. Эти упражнения развивают выносливость и силу без рисков развития вторичных осложнений [2].
Важным аспектом является и психологическая составляющая. АФК помогает преодолеть чувство неполноценности и отчуждения. Так, системные занятия спортом приводят к удовлетворению потребности в самоактуализации, улучшению самооценки и осознанию своих способностей [2, 10]. По нашему мнению, адаптивные тренировки воспитывают новые навыки самоорганизации и ответственности за собственное здоровье. Кроме того, общественные спортивные мероприятия с участием военнослужащих с ОВЗ формируют социальную среду поддержки, что способствует их социализации и интеграции в коллективы воинских подразделений.
ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Физкультурно-оздоровительные компетенции — это совокупность знаний, практических умений и навыков физической культуры с устойчивой мотивацией на здоровый образ жизни, обеспечивающих сохранение, укрепление и развитие физического и психосоматического здоровья [11]. В случае военнослужащих с ОВЗ это подразумевает умение самостоятельно выполнять адаптированные упражнения, знание методик безопасной тренировки и понимание принципов поддержания физической формы. Требования физической подготовки предполагают развитие выносливости, силы, быстроты и ловкости в увязке с профессиональной деятельностью и через соответствующие упражнения, тогда как у военнослужащих с ОВЗ этот процесс подлежит индивидуализации с учетом ограничений здоровья [2]. Исследования показывают, что специальный подбор упражнений и коррекция норм (например, через коэффициенты или изменение повторов) позволяют адаптировать общие нормативы для лиц с ОВЗ [2, 9].
В рамках развития физкультурно-оздоровительной компетентности военнослужащих с ОВЗ эффективным является комплексный подход: сочетание лечебной физкультуры и АФК [12, 13]. Практические рекомендации включают расширение списка упражнений (плавание, специальная гимнастика, тренажеры с поддержкой), а также разработку индивидуальных программ подготовки. Исследование М.С. Образцова выявило наиболее эффективные упражнения для военнослужащих с различными травмами: плавание и силовые упражнения всесторонне тренируют организм, не вызывая перегрузок [2]. Такие данные подтверждают необходимость гибкой структуры занятий, ориентированной на развитие адаптационных возможностей. Важным компонентом является и мотивационная работа: регулярная физическая активность формирует у военнослужащих привычку к самовоспитанию, психологическую устойчивость и готовность к выполнению служебных задач [14].
Дополняя этот подход, ключевым условием становится регулярное взаимодействие военнослужащего с междисциплинарной командой, где специалист физической подготовки, врач и психолог выступают в педагогических ролях тьютора, наставника и консультанта [15]. На основе первичной и текущей диагностики (функциональной, медицинской и психологической) они совместно формируют индивидуальную образовательную траекторию: переводят медицинские рекомендации в понятные тренировочные задания, проводят краткие консультации и мини-обучающие сессии, дают формативную обратную связь и корректируют нагрузку в цикле «диагностика — целеполагание — тренировка — рефлексия — корректировка» [15, 16]. Практическими инструментами становятся дневник самоконтроля, чек-листы техники безопасности и освоения упражнений, алгоритмы самонаблюдения (частота сердечных сокращений, субъективная оценка нагрузки), а также регулярные консилиумы по уточнению целей и критериев прогресса; все это расширяет знания обучаемого и постепенно переводит его от внешнего контроля к саморегуляции [15]. В результате развивается не только совокупность физических умений, но и метакомпетенции — мотивация, ответственность за собственное здоровье, навыки планирования и самооценки результатов, которые выступают предикторами устойчивой готовности к самореабилитации.
ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К САМОРЕАБИЛИТАЦИИ
Самореабилитация понимается как самостоятельное применение человеком методик восстановления функций тела после травм или заболеваний [17]. В контексте АФК это означает обучение военнослужащего с ОВЗ выполнению восстановительно-оздоровительных упражнений без непосредственного руководства специалистов с использованием выработанных навыков [18, 19]. Такая способность включает осознанное отношение к занятиям: человек понимает, какие движения для него безопасны и полезны, и может корректировать программу под свое состояние. Физическая реабилитация сама по себе определяется как восстановление организма через выполнение упражнений [20]. На наш взгляд, формирование навыка самореабилитации сопровождается приобретением физкультурно-оздоровительных компетенций и психологических ресурсов — в первую очередь выносливости в работе над собой и устойчивости к стрессу.
Практика показывает, что активное привлечение военнослужащих с ОВЗ к самостоятельным занятиям усиливает эффект реабилитации. Постоянная двигательная активность способствует сохранению функций опорно-двигательного аппарата и снижает риск вторичных осложнений. Известно, что тренировочная деятельность воспитывает сознательность и целеустремленность — качества, необходимые для самореабилитации [2]. При этом, по нашему мнению, важны поддержка специалиста и группы, так как самореабилитация требует внутренней мотивации и преодоления страхов. Исходя из обзора литературы, эффективная самореабилитация основывается на систематичности занятий и на постоянном расширении самостоятельных тренировочных программ, согласованных с медицинскими рекомендациями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный обзор подтверждает целесообразность методологических основ формирования у военнослужащих с ограниченными возможностями здоровья физкультурно-оздоровительных компетенций, непосредственно обеспечивающих готовность к самореабилитации. Синтез компетентностной модели (мотивационно-ценностный, когнитивный, практико-деятельностный и личностно-рефлексивный компоненты) с поэтапной организацией подготовки (восстановительный, специально-тренировочный, прикладной этапы) и междисциплинарным сопровождением переводит физическую подготовку из плоскости «выполнения упражнений» в управляемый образовательный процесс, нацеленный на устойчивую самоорганизацию, самоконтроль и долгосрочное поддержание функционального состояния.
Выявлены условия эффективности: междисциплинарное сопровождение (специалист физической подготовки, врач, психолог) с педагогическими ролями тьютора и наставника; регулярный мониторинг функционального, медицинского и психоэмоционального состояния; включение занятий в распорядок служебной деятельности; методическая поддержка военнослужащих и специалистов. Практическими инструментами выступают дневник самоконтроля, чек-листы техники безопасности и освоения упражнений, алгоритмы самонаблюдения (в т. ч. контроль ЧСС и субъективной нагрузки), а также консилиумы для корректировки целей и программ. Это обеспечивает переход от внешнего контроля к саморегуляции и формирует устойчивую готовность к самореабилитации.
Полученные выводы задают основу для актуализации ведомственных стандартов и учебных программ, а также для планирования эмпирических исследований эффективности интегрированных программ АФК в разных видах и родах войск, включая оценку отдаленных результатов и возможностей цифрового сопровождения тренировочного процесса.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Вклад автора. М.С. Образцов — замысел и дизайн статьи; формулирование цели, задач, критериев включения источников; поиск, отбор и критический анализ литературы; систематизация данных и редактирование текста. Автор одобрил версию для публикации, а также согласился нести ответственность за все аспекты работы, гарантируя надлежащее рассмотрение и решение вопросов, связанных с точностью и добросовестностью любой ее части.
Источники финансирования. Отсутствуют.
Раскрытие интересов. Автор заявляет об отсутствии отношений, деятельности и интересов за последние три года, связанных с третьими лицами (коммерческими и некоммерческими), интересы которых могут быть затронуты содержанием статьи.
Оригинальность. При создании настоящей работы автор не использовал ранее опубликованные сведения (текст, иллюстрации, данные).
Доступ к данным. Редакционная политика в отношении совместного использования данных к настоящей работе не применима, новые данные не собирали и не создавали.
Генеративный искусственный интеллект. При создании настоящей статьи технологии генеративного искусственного интеллекта не использовали.
Рассмотрение и рецензирование. Настоящая работа подана в журнал в инициативном порядке и рассмотрена по обычной процедуре. В рецензировании участвовали два внешних рецензента, член редакционной коллегии и научный редактор издания.
ADDITIONAL INFO
Author contributions: M.S. Obraztsov: conceptualization, methodology, investigation, formal analysis, writing—review & editing. The author approved the version of the manuscript to be published and agreed to be accountable for all aspects of the work, ensuring that questions related to the accuracy or integrity of any part of the work are appropriately investigated and resolved.
Funding sources: No funding.
Disclosure of interests: The author has no relationships, activities or interests for the last three years related with for-profit or not-for-profit third parties whose interests may be affected by the content of the article.
Statement of originality: In preparing this work, the author did not use previously published material (text, illustrations, or data).
Data availability statement: The editorial policy regarding data sharing does not apply to this work, as no new data was collected or created.
Generative AI: No generative artificial intelligence technologies were used to prepare this article.
Provenance and peer-review: This work was submitted to the journal on the authors’ own initiative and processed under the standard procedure. The peer review involved two external reviewers, a member of the editorial board, and the journal’s scientific editor.
Об авторах
Михаил Сергеевич Образцов
Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова
Автор, ответственный за переписку.
Email: mikhailvifk@mail.ru
канд. пед. наук
Россия, Санкт-ПетербургСписок литературы
- Islamov VA, Obraztsov MS, Savchenko OA. Compensation of motor activity in servicemen with severe injuries by means of adaptive physical culture. Adaptive Physical Education. 2023;(1-93):2–3. EDN: AEUPHQ
- Obraztsov MS. Adaptive physical training for military personnel with disabilities: analysis, issues, and solutions. Scientific Notes of P.F. Lesgaft University. 2025;3(241):269–275. doi: 10.5930/1994-4683-2025-269-275 (In Russ.) EDN: MMLXQC
- Neskorodov SE, Fedotova IV, Lagutin MP. Content analysis of problem areas of the rehabilitation of military personnel with disabilities. Humanitarian Military Journal. 2025;1(1):69–76. doi: 10.17816/hmj643471 EDN: TCSXXG
- Ivanov SM, Borisova KO, Fedorov IG. Value of physical training for full professional activity of the military personne. Problems of Modern Pedagogical Education. 2022;(74-4):82–84. EDN: NBWPGF
- Lukyanova SA. Physical culture and sport as an effective means of preserving and strengthening health and physical improvement. Student Bulletin. 2023;(47-3(286)):36–37. EDN: CMXPKS
- Evseev SP, Shelekhov AA, Evseeva OE, Aksenov AV. Principles providing the efficiency of technologies for using adaptive motor recreation and adaptive sport. Theory and Practice of Physical Culture. 2023;(9):71–72. EDN: DWDLLX
- Evseev SP, Aksenov AV. Inclusive Sport: Justification of Optimal Development Models. Saint Petersburg: Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University; 2024. 184 p. (In Russ.) ISBN: 978-5-7422-8649-3 EDN: NIHIGS
- Obraztsov MS, Islamov VA, Dergachev VB. Integration into the social environment of military personnel with limited health capabilities. Izvestiya Tula State University. Physical Culture. Sports. 2024;(3):46–51. doi: 10.24412/2305-8404-2024-3-46-51 EDN: GVWXSB
- Obraztsov MS, Islamov VA, Savchenko OA. Influence of master classes in adaptive physical culture and sport on the physical and psychological well-being of military personnel during rehabilitation. Physical Culture and Health. 2024;(1(89)):391–396. doi: 10.47438/1999-3455_2024_1_391 EDN: BQPATI
- Bochkareva SI, Vysotskaya TP, Rostevanov AG, Kopylova NE. Modern aspects of adaptive physical culture: social, physical and psychological components. Izvestiya Tula State University. Physical Culture. Sports. 2022;(1):9–17. doi: 10.24412/2305-8404-2022-1-9-17 EDN: ZZXMBW
- Glazkova GB, Parfenova LA. Formation of key physical culture and health competencies in secondary school students with health disorders. In: Formation of physical culture and health culture of students in the context of educational modernization. Collection of scientific articles of the All-Russian scientific and practical conference. Elabuga, 2015 Nov 26-27; Elabuga: EI K(P)FU, Elabuga; 2015. P. 78–83. (In Russ.) EDN: VIWMPV
- Bashmak AF, Aksenov DA, Borodacheva SE. Physical education and sports of persons with limited health capabilities. In: Innovative achievements in science and technology of the agricultural sector. Collection of scientific papers of the international scientific and practical conference. Kinel. 2024 Feb 27-29; Kinel: IBC Samara State Agrarian University; 2024. P. 456–460. (In Russ.) EDN: TLXMPF
- Demyanova LM, Belakova AA. Therapeutic physical education and adaptive physical culture in the rehabilitation system for persons with disabilities. Alley of Science. 2018;3(5(21)):520–524. (In Russ.) EDN: XRZBFB
- Obraztsov MS, Islamov VA, Savchenko OA, Elizarov DV. Formation of motivation for physical culture and sport among servicemen with disabilities. Theory and Practice of Physical Culture. 2023;(10):79–81. EDN: PBGXGG
- Obraztsov MS. Pedagogical technology of interdisciplinary support for servicemembers with disabilities in the system of adaptive physical culture of the armed forces of the Russian Federation. Pedagogy. Theory & Practice. 2025;10(5):573–581. doi: 10.30853/ped20250070 EDN: EGUUGD
- Islamov VA, Kryukov EV, Obraztsov MS, Kovlen DV. Сoncept of adaptive physical education of military personnel in the system of professional education and combat training of troops. Bulletin of Pedagogical Sciences. 2024;(7):238–244. doi: 10.62257/2687-1661-2024-7-238-244 EDN: STXESY
- Kosarevskaya TE, Mamas AN. Psychological factors of self-rehabilitation of persons with disabilities. In: Special psychology and pedagogy in society: problems and solutions. Collection of scientific papers of the IV All-Russian scientific and practical conference with international participation. Voronezh, 2023. Feb 28; Voronezh: Voronezh State Pedagogical University; 2023. P. 140–146. (In Russ.) EDN: ROPWWM
- Samylychev AS. Abilities of physical rehabilitation and self-rehabilitation. Scientific Review. Medical Sciences. 2016;(4):93–106. EDN: WLXIQT
- Obraztsov MS. Pedagogical system of adaptive physical culture in the professional activities of military personnel with disabilities. Tomsk State Pedagogical University Bulletin. 2025;(2-238):85–93. doi: 10.23951/1609-624X-2025-2-85-93 EDN: UECMVJ
- Kovaleva AM, Kulchitskiy VE. Adaptive physical culture as a means of rehabilitation of children with disabilities. Problems of Pedagogy. 2020;(6-2):117–120. (In Russ.) EDN: XIECIV
Дополнительные файлы



