Гуманитарный военный журнал
Сетевое рецензируемое научно-теоретическое издание.
Учредители
-
Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова https://www.vmeda.org/
-
Издательство Эко-Вектор https://eco-vector.com/
Издатель
- Эко-Вектор https://eco-vector.com/
Главный редактор
- Крюков Евгений Владимирович, д-р мед. наук, профессор
ORCID iD: 0000-0002-8396-1936
О журнале
«Гуманитарный военный журнал» – ведущая междисциплинарная научная платформа, объединяющая исследователей, практиков и экспертов в области военной педагогики, медицинской психологии, восстановительной медицины и адаптивной физической культуры. Мы создаем уникальную среду для публикации оригинальных исследований, обмена знаниями и продвижения инновационных решений, которые имеют стратегическое значение для науки, образования и национальной безопасности.
Наш журнал выходит за рамки отдельных областей знаний, объединяя исследования в педагогике, медицине, психологии и реабилитации. Мы публикуем статьи, которые находят применение в военных структурах, образовательных учреждениях и медицинской практике, способствуя решению актуальных задач современного общества.
Все статьи проходят строгую систему рецензирования, чтобы обеспечить их научную достоверность и значимость. Наша редакционная коллегия включает ведущих специалистов, докторов наук и профессоров, которые поддерживают высокий уровень публикаций.
Мы нацелены на включение в крупнейшие международные реферативные базы данных, такие как Scopus и Web of Science. Ваши исследования будут доступны широкой научной аудитории.
Мы предлагаем четкий и прозрачный процесс подачи и рассмотрения статей. Наши авторы могут отслеживать все этапы публикации через личный кабинет. Мы поддерживаем авторов на каждом этапе – от подачи рукописи до ее публикации.
Наши требования к рукописям основаны на международных стандартах. Мы принимаем только оригинальные, ранее не публиковавшиеся статьи. Каждой статье присваивается уникальный DOI, что обеспечивает ее доступность и цитируемость в научном сообществе.
Сделайте первый шаг к публикации в «Гуманитарном военном журнале» уже сегодня!
Отправьте вашу статью через удобную систему подачи на нашем сайте и станьте частью сообщества ученых, меняющих будущее науки и практики.
Форматы принимаемых статей:
- Научные обзоры;
- Результаты оригинальных исследований;
- Клинические случаи;
- Краткие сообщения;
- Письма в редакцию.
Периодичность выхода:
- 4 выпуска в год
- непрерывно в режиме Online First
Языки публикации:
- принимаем рукописи на английском и русском языках
- публикуем статьи на английском и русском языках
Открытый доступ:
- статьи публикуются в сети Интернет в открытом доступе (Gold Open Access) и распространяются на условиях открытой лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International (CC BY-NC-ND 4.0).
Текущий выпуск
Том 1, № 1 (2025)
- Год: 2025
- Выпуск опубликован: 27.04.2025
- Статей: 11
- URL: https://manmiljournal.ru/hmj/issue/view/9895
Редакционная статья
Военные конфликты как драйвер научных исследований: педагогика, психология, медицина, реабилитация
Аннотация
В статье рассматриваются ключевые направления научных исследований, вызванных необходимостью адаптации к условиям современных вооруженных конфликтов. Особое внимание уделено военной медицине, в частности созданию мобильных медицинских комплексов, совершенствованию методов диагностики и лечения боевых травм, а также внедрению технологий телемедицины для оперативного оказания помощи в зонах конфликтов. Исследуется влияние военных действий на здоровье военнослужащих, включая посттравматические стрессовые расстройства, нейропсихологические последствия и пути их коррекции. Авторы подчеркивают, что научный прогресс в условиях боевых действий охватывает широкий спектр вопросов, от совершенствования методов оказания медицинской помощи до разработки программ психологической реабилитации военнослужащих и ветеранов. Рассматриваются стратегии социальной реабилитации военнослужащих, включая интеграцию ветеранов в общество, профессиональную переподготовку и психологическую поддержку. Приводятся примеры международного опыта в данной сфере, включая тактики стресс-тестирования и моделирования боевых условий в учебных программах подготовки военных. Авторы делают вывод, что вооруженные конфликты неизменно становятся катализатором научного прогресса, стимулируя развитие технологий, медицины и психологии. В современных условиях наука не только адаптируется к вызовам войны, но и формирует эффективные механизмы минимизации ее последствий для военнослужащих и гражданского населения. Междисциплинарный подход, объединяющий медицину, военную педагогику, психологию, информационные технологии и социальные исследования, позволяет находить инновационные решения, способствующие сохранению жизни, здоровья и благополучия населения в условиях вооруженных конфликтов.



Историческая статья
Вклад Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова в медицинское обеспечение Красной Армии в период Великой Отечественной войны
Аннотация
Статья посвящена 80-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. В ней проведен анализ вклада Военно-медицинской академии в медицинское снабжение Красной Армии в военное время и в Победу. Отражены основные и значимые этапы медицинского обеспечения армии, от формирования полевой медицинской службы до организации учебного процесса в эвакуированной академии. Обзор базируется на анализе архивных документов, мемуаров и научных публикаций, что позволяет проследить эволюцию военно-медицинской системы, ее влияние на эффективность медицинского снабжения армии и снижение санитарных потерь. Приведены факты о значительных реформах, проведенных в академии в предвоенный и военный периоды, направленных на усиление контроля за качеством обучения, ускорение выпуска специалистов и разработку новых методов лечения. Авторы статьи подчеркивают, что изучение истории Военно-медицинской академии не только сохраняет память о героизме ее сотрудников, но и формирует патриотическое сознание. Это особенно важно в современных условиях, когда исторические факты подвергаются искажениям. Вклад академии в Победу является неоспоримым доказательством важности медицины в условиях войны, а ее научные достижения продолжают оставаться актуальными в современном военно-медицинском образовании и практике.



Вклад военно-научных школ и направлений Военно-медицинской академии в развитие отечественной военной психологии
Аннотация
Вклад видных представителей военно-научных школ и направлений Военно-медицинской академии (ВМедА, ВММА) в становление и развитие отечественной военной психологии дает основание для выводов о важной роли ученых академии в процессе развития идей, становления и оформления военной психологии как научно-практического направления. Военные врачи (в основном врачи общей практики), еще в донаучный период развития идей военной психологии, первыми поставили и изучили целый ряд психологических аспектов и проблем военной службы. Затем эстафету подхватили психиатры, в частности ученики В.М. Бехтерева — М.С. Добротворский, Е.С. Боришпольский, Г.Е. Шумков и др. Этот вклад до сих пор недооценен и недостаточно изучен в рамках истории психологии, медицины и отечественной истории в целом. Данный вывод подтолкнул к разработке и написанию материала статьи. В обзоре показана роль и место видных ученых академии в становлении и развитии отечественной военной психологии в соответствии с принятой исторической периодизацией. Описана систематизация диссертационных исследований по междисциплинарным и непосредственным темам военно-психологической проблематики. Анализ деятельности военно-научных школ академии, сложившейся в настоящее время, дал возможность отобрать семь школ, представители которых внесли наибольший вклад в развитие идей и целых направлений военной психологии. Деятельность ряда военно-научных школ академии позволяет констатировать их значительный вклад в становление и научно-методическое оформление различных направлений подготовки и деятельности военных психологов.



Становление отечественного профессионального образования как основы развития профессионального образования в сфере двигательной активности человека
Аннотация
Статья посвящена анализу генезиса отечественного профессионального образования, которое стало основой российской системы подготовки специалистов в сфере двигательной активности человека. Авторы используют теоретико-ретроспективный метод, позволяющий выявить основные этапы становления профессионального образования, проследить его трансформацию и установить причинно-следственные связи, определяющие развитие образовательной системы. Исследование охватывает ключевые исторические вехи, начиная с зарождения первых форм обучения в православных монастырях и создания образовательных учреждений при поддержке Петра I, до развития профессионального образования в XIX–XX веках. Рассматриваются этапы реформирования системы подготовки специалистов, начиная с введения обязательного обучения в ремесленных школах, создания университетов и становления системы инженерного образования, до организации фабрично-заводских училищ в советский период. Особое внимание уделяется влиянию общественно-экономических изменений на профессиональную подготовку. Авторы анализируют развитие образовательных программ, влияние научных открытий на формирование методов обучения и подготовку педагогических кадров. Подчеркивается, что профессиональное образование в сфере двигательной активности человека требует системного подхода к подготовке специалистов, учитывающего научные достижения, потребности рынка труда и образовательные традиции. Теоретико-ретроспективный метод позволил выявить закономерности формирования образовательной системы и определить направления ее дальнейшего развития, обеспечивая преемственность знаний и повышение качества подготовки педагогических кадров.



Военная педагогика и профессиональное образование
Влияние физической подготовки на процесс обучения и боеспособность войск в военной истории государства
Аннотация
Физическая подготовка во все эпохи играла значительную роль в ходе ведения боевых действий, обеспечивая воинам выносливость, силу и выживание для успешного выполнения боевых задач. Знание исторических особенностей системы физической подготовки в составе обучения военнослужащих, ее преобразований под действием различных факторов позволяет оценить ее значение и влияние на боеспособность современной армии и флота, что может способствовать анализу и разработке актуальных программ подготовки военнослужащих. В обзоре описана роль физической подготовки в процессе боевой подготовки и обучения воинов Российского государства за долгий период его военной истории. При изучении и анализе научных статей и учебной литературы были применены диалектико-материалистический и основные эмпирические методы. По мере развития концепций и методов ведения вооруженной борьбы менялись и подходы к боевой подготовке военнослужащих. Постепенное зарождение самой системы боевой подготовки начало сопрягаться с физическими нагрузками и необходимостью совершенствования физических качеств воинов. С преобразованиями Петра I физическая подготовка приобрела военно-прикладное значение и заняла свое почетное место в системе обучения войск. Физическая подготовка играет важнейшую роль в формировании крепкого характера военнослужащего, а так же совершенствует его показатели боевой готовности в зависимости от специфики профессиональных задач, а также программ подготовки. Наиболее эффективны отрасли физической культуры, имеющие прикладное значение в ходе военно-профессиональной деятельности военнослужащих.



Современные технологии подготовки военных авиационных врачей
Аннотация
В статье рассматривается организация учебного процесса подготовки военных авиационных врачей в Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова. Учебно-методическая работа кафедры авиационной и космической медицины направлена на обеспечение высокого уровня подготовленности курсантов и слушателей и формирование у них необходимых профессиональных компетенций медицинского обеспечения летного состава современных авиационных комплексов. Создана новая образовательная среда, оборудовано 15 тематических классов, позволяющих моделировать воздействия большинства факторов полета с помощью специальных стендов и тренажеров, созданных по медико-техническим требованиям, разработанным специалистами кафедры, что приближает учебный процесс к потребностям повседневной практики медицинского обеспечения полетов авиации. Также рассмотрены психофизиологические проблемы, связанные с летной деятельностью. Авторы анализируют методы профилактики летных иллюзий и пространственной дезориентации, а также подчеркивают значимость тренажерных занятий, направленных на выявление и коррекцию подобных состояний. Заключительная часть статьи подчеркивает значимость современных подходов к обучению авиационных врачей. Кафедра авиационной и космической медицины Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова остается ведущим центром подготовки специалистов для медицинского обеспечения летной деятельности в России. Современные методики, высокотехнологичное оборудование и инновационные образовательные технологии позволяют выпускникам академии успешно справляться с задачами медицинского сопровождения летного состава.



Совершенствование методического аппарата для оценки психологической готовности к обучению на стоматологическом факультете
Аннотация
Актуальность. Подготовка студентов стоматологического факультета предполагает большой объем знаний и практических умений, который определяется действующими Федеральными образовательными стандартами высшего образования. По развитию тех или иных способностей можно судить об интересах и склонностях к различным областям знаний, а также делать прогноз успешности дальнейшего обучения. Успешность профессионального обучения студентов стоматологического факультета связана с уровнем развития логического, математического и пространственного мышления, профессиональной направленности и уровнем аддиктивной предрасположенности и склонности. На основании проведенного анализа предложен автоматизированный комплекс диагностики психологической готовности к обучению в медицинском вузе «Оценка психологической готовности к обучению в медицинском вузе» для определения у будущих студентов психологической готовности к обучению на стоматологическом факультете медицинского вуза.
Цель — разработать комплекс, который позволит определять уровни развития познавательных способностей, направленности на освоение врачебной специальности, личностного адаптационного потенциала, наличие склонности к аддиктивному поведению.
Материалы и методы. На основании проведенного анализа существующих методик психологического исследования и особенностей профессионального обучения в медицинском вузе на стоматологическом факультете предложен автоматизированный комплекс «Оценка психологической готовности к обучению в медицинском вузе».
Результаты. Результатами исследования автоматизированного комплекса являются оценки: уровня эффективности методик «Арифметический счет», «Силлогизмы» и «Пространственное мышление» и общего интеллектуального развития; личностного адаптационного потенциала, поведенческой регуляции, коммуникативного потенциала и моральной нормативности по методике Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность»; склонности к аддиктивному поведению по шкалам «Аддиктивная предрасположенность», «Аддиктивная склонность», «Аддиктивное поведение» и «Аддиктивное расстройство» методики «Аддиктивная склонность»; уровня развития направленности на освоение врачебной специальности по методике «Мотивация»; специальных способностей в области безопасности жизнедеятельности по результатам выполнения теста «Специальные способности в области безопасности жизнедеятельности».
Выводы. Предложенный автоматизированный комплекс «Оценка психологической готовности к обучению в медицинском вузе» позволяет с большой вероятностью определить уровни развития познавательных способностей, личностного адаптационного потенциала, склонность к аддиктивному поведению и направленности у студентов стоматологического факультета.



Систематика приемов и способов эвакуации раненых на поле боя
Аннотация
В представленном мини-обзоре рассмотрены основные аспекты эвакуации раненых с поля боя как важнейшего элемента военно-медицинского обеспечения. Подчеркивается необходимость наличия у военнослужащих широкого спектра способностей от тактической медицины до высокой физической подготовленности и умения действовать слаженно в стрессовой обстановке. В работе выделяются три ключевых способа эвакуации: лежа, стоя и специальные методы, применяемые при повышенной угрозе огня противника или минирования местности. Подробно описаны конкретные приемы (оттаскивание, переноска, эвакуация с использованием стропы и пр.), а также особенности их применения в различных боевых условиях. В зависимости от тактической обстановки, транспортных возможностей эвакуационных групп и особенностей рельефа местности эвакуация с переднего края зоны боевых действий проводится на мототранспортных средствах, автотранспорте, боевых бронированных машинах и авиатранспорте. Кроме того, авторы указывают на значимость скоординированной коммуникации между военнослужащими и необходимостью формирования единого подхода к обучению приемам эвакуации. Завершается статья анализом используемого транспорта для доставки раненых в тыл, подчеркивая комплексный характер задач и значение системного подхода для повышения эффективности спасения и сохранения жизни личного состава.



Восстановительная медицина и адаптивная физическая культура
Контент-анализ проблемного поля реабилитации военнослужащих с ограниченными возможностями здоровья
Аннотация
Актуальность. Увеличение количества военнослужащих с ограниченными возможностями здоровья требует нового комплексного подхода к реабилитации.
Цель — анализ компонентов реабилитационного процесса для военнослужащих с ограниченными возможностями здоровья, направленного на предоставление комплексной помощи, включающей использование современных протезов и ортопедических приспособлений, организацию специализированных реабилитационных центров, психотерапевтическую поддержку для преодоления травматического стресса, проведение групповых занятий и тренингов для социальной реинтеграции, реализацию программ профессиональной ориентации и трудоустройства, вовлечение семьи и близких в реабилитацию, создание безбарьерной среды и доступной инфраструктуры, предоставление государственных льгот и компенсаций, а также организацию досуговых, спортивных и творческих мероприятий с привлечением волонтерского движения и общественной помощи.
Материалы и методы. Использован метод качественного и количественного контент-анализа. Проанализированы доступные научные статьи и диссертационные исследования за последние 10 лет. Эксплицированы и проранжированы идеологемы проблемного поля реабилитации военнослужащих с ограниченными возможностями здоровья.
Результаты. Сравнительный анализ позволил констатировать факт снижения публикационной активности по эксплицированным фразеологизмам.
Выводы. Выделенные аспекты позволяют сделать вывод об острой необходимости проведения дальнейших исследований, связанных с физической реабилитацией данного контингента и корректировкой нормативных документов для военнослужащих, желающих продолжить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.



Медицинская психология
Диагностика признаков нервно-психической неустойчивости у военнослужащих методом стабилометрии
Аннотация
Актуальность. Экстремальная обстановка, особенности военно-профессиональной деятельности вызывают стресс у военнослужащих с наличием признаков нервно-психической неустойчивости, что нарушает их функциональное состояние и может приводить к ошибочным действиям, возникновению аварийных ситуаций и, как следствие, к срыву учебно-боевых задач. Существующие методы оценки нервно-психической устойчивости человека имеют определенные ограничения, поэтому актуальными являются разработка и внедрение в практику дополнительных, объективных методов диагностики нервно-психической устойчивости и признаков нервно-психической неустойчивости у военнослужащих.
Цель — разработка математической модели диагностики признаков нервно-психической неустойчивости у военнослужащих с помощью стабилометрии.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 50 военнослужащих со схожей воинской учетной специальностью, средний возраст которых составил 24,05±1,02 года. Оценка уровня развития профессиональных и личностных качеств респондентов проводилась с помощью методики «Общая пригодность к военной службе-3». На основании полученных данных выборку разделили на две группы: «Без признаков нервно-психической неустойчивости» (n=36; 72%) и «С признаками нервно-психической неустойчивости» (n=14; 28%). Анализ кратковременной двигательной памяти военнослужащих выполняли с помощью диагностической методики «Треугольник» на стабилоанализаторе «Стабилан-01-2». Оценку достоверности различий между группами проводили с помощью U-критерия Манна–Уитни. Для разработки решающих правил использовали метод множественной регрессии и дискриминантный анализ.
Результаты. Военнослужащие с наличием признаков нервно-психической неустойчивости обладают меньшей стабильностью функции равновесия на всех этапах тестирования. Двигательная память, наряду с образной, эмоциональной и словесно-логической, характеризующая психическую активность человека, может служить маркером для определения признаков нервно-психической неустойчивости. Разработана диагностическая модель оценки признаков нервно-психической неустойчивости у военнослужащих, обладающая высокой чувствительностью и специфичностью. Предложены решающие правила для отнесения к одной из групп (отсутствие/наличие признаков нервно-психической неустойчивости) военнослужащих по результатам тестирования кратковременной двигательной памяти методом стабилометрии.
Выводы. Применение стабилометрии как дополнительного метода, объективизирующего результаты профессионального психологического отбора, позволит повысить эффективность отбора в Вооруженные Силы Российской Федерации.



Связь склонности к риску и ценностных ориентаций у обучающихся по военным врачебным специальностям
Аннотация
Актуальность. В данной работе рассматривается связь уровня склонности к риску и ценностных ориентаций у обучающихся по военным врачебным специальностям. Понимание того, как приверженность определенным ценностям, готовность пойти ради них на риск влияют на выполнение служебных обязанностей военнослужащих, является важной задачей социальной психологии. С помощью методов корреляции Спирмена и критерия Манна–Уитни были выявлены значимые различия в приоритете ценностей в зависимости от уровня склонности к риску (рассматривались группы с низким и средним уровнем). Также были выявлены различия в значимости ценностей у мужчин и женщин.
Цель — изучение уровня склонности к риску и ценностных ориентаций у обучающихся в военно-медицинском учреждении.
Материалы и методы. 97 абитуриентов Военно-медицинской академии в возрасте от 17 до 30 лет (16 женщин и 81 мужчин) были опрошены с помощью методик «Исследование склонности к риску» А.Г. Шмелева и «Ценностные ориентации» М. Рокича. Методы исследования — выявление статистической связи между склонностью к риску и значимым различием выбора ценностей в зависимости от пола исследуемых с помощью корреляции Спирмена и критерия Манна–Уитни.
Результаты. С помощью корреляционного анализа была выявлена статистически значимая обратная корреляционная связь слабой тесноты между склонностью к риску и высокими требованиями, притязаниями к жизни (ρ=–0,223 с 95% доверительным интервалом –0,406...–0,21; p=0,028) и смелостью в отстаивании своего мнения (ρ=–0,210 с 95% доверительным интервалом –0,390...–0,10; p=0,039).
Выводы. На основании данного заключения можно сделать следующий вывод: в зависимости от уровня склонности к риску можно выявить наличие определенного набора ценностных ориентаций, которые в стрессовых ситуациях направляют личность на принятие оптимального решения.


