Том 1, № 3 (2025)

Обложка

Весь выпуск

Военная педагогика и профессиональное образование

Особенности изучения дисциплины (раздела) «Медицинское обеспечение» с учетом опыта специальной военной операции

Жуков А.А., Крючков О.А., Шелепов А.М.

Аннотация

Актуальность знаний основ тактической медицины обусловлена тем, что в мотострелковых, танковых взводах и ротах медицинская служба представлена санитарами-стрелками, санитарными инструкторами и в лучшем случае фельдшером. Боевая обстановка настолько динамична и многогранна, что, по сути, каждый боец должен владеть навыками приближения к раненым в бою, оказания им первой помощи, выноса (вывоза) с поля боя, уметь извлекать раненых из бронетехники. В обзоре рассмотрены следующие материалы: законодательные и нормативные акты Российской Федерации, регулирующие вопросы оказания первой помощи; рабочие программы по учебным дисциплинам (модулям) «Медицинское обеспечение», «Основы медицинского обеспечения войск (сил)», «Военно-медицинская подготовка»; руководящие документы по тактической медицине, разработанные Министерством обороны Российской Федерации; статьи в открытой печати, посвященные анализу и обобщению опыта оказания первой и медицинской помощи в ходе специальной военной операции. Определены особенности преподавания и изучения учебной дисциплины «Медицинское обеспечение» в военных учебных заведениях, где она не является профильной. В то же время именно знания и грамотные решения на их основе выпускников таких вузов позволят сохранить многие жизни раненых и больных в ходе настоящих и предстоящих военных конфликтов. Особый акцент в статье сделан на опыт, приобретенный медицинской службой в ходе специальной военной операции.

Гуманитарный военный журнал. 2025;1(3):173-180
pages 173-180 views

Адаптация инновационных программ физической подготовки для женщин в системе военного образования

Калик В.В., Елизаров Д.В., Бобков И.Г.

Аннотация

На сегодняшний день действующие нормативы физической подготовки для женщин-военнослужащих, основанные исключительно на возрастном принципе, не полностью учитывают физиологические особенности женского организма, а также индивидуальный уровень подготовки. По нашему мнению, оснащение тренажерных залов интеллектуальными тренажерами с подобранными индивидуальными тренировочными программами позволит не только повысить эффективность физической подготовки женщин-военнослужащих, но и сохранить их здоровье, что особенно важно для военно-медицинских специалистов, чья работоспособность напрямую влияет на жизнь и здоровье других военнослужащих. Оптимизация физической подготовки женщин-военнослужащих и внедрение системы индивидуальной физической подготовки на основе интеллектуальных тренажерных комплексов и современных технологий мониторинга позволит преодолеть ограничения действующих возрастных нормативов и обеспечить учет физиологических особенностей женского организма, что направлено на повышение эффективности тренировочного процесса, сохранение здоровья военнослужащих и поддержание высокой профессиональной работоспособности военно-медицинских специалистов. В обзоре проведен анализ нормативно-правовой документации, в частности Приказа Министра обороны Российской Федерации, определяющего требования к физической подготовке женщин-военнослужащих. Выполнен обзор научной литературы по вопросам применения цифровых технологий в физической подготовке, в том числе современные исследования об эффективности использования носимых устройств и интеллектуальных тренажеров. Внедрение комплекса интеллектуальных тренажеров, включая фитнес-браслеты, смарт-часы, умные стартовые колодки, датчики прыжковой мощности, интеллектуальные силовые тренажеры Voltra I и Vitruvian Trainer+, беговую дорожку NordicTrack Commercial 1750, в сочетании с педагогическим наблюдением, позволило разработать персонализированные тренировочные программы, обеспечивающие оптимальное развитие физических качеств с учетом индивидуальных особенностей занимающихся. Учебно-тренировочная программа для женщин-военнослужащих, разработанная на основе инновационного оборудования: носимые устройства (фитнес-браслеты и смарт-часы), умные стартовые колодки и датчики, цифровые тренажеры Voltra I и Vitruvian Trainer+ с системами искусственного интеллекта, беговая дорожка NordicTrack Commercial 1750 с программным обеспечением iFIT, предусматривает постепенную прогрессию нагрузки от адаптационной недели (70% интенсивности) до пиковой (90–95%) с последующей восстановительной неделей. Важным элементом разработанного алгоритма персонализированных нагрузок является постоянный контроль и коррекция тренировочного процесса с помощью анализа данных с носимых устройств, что позволяет индивидуализировать нагрузку и обеспечить оптимальное восстановление с гарантией предотвращения срывов адаптации.

Гуманитарный военный журнал. 2025;1(3):181-186
pages 181-186 views

Научные обзоры

Оптимизация физической подготовки студентов средствами вариативного силового тренинга на учебных занятиях физической культурой и спортом

Виноградов И.Г., Евгеньев А.А., Слуцкая Н.Ю., Катаев И.В.

Аннотация

В современной системе высшего образования особое внимание уделяется укреплению здоровья и повышению уровня физической подготовленности студентов. Сложившаяся система учебных занятий по физической подготовке в образовательном учреждении (Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения) зачастую ориентирована на нормативную базу и не в полной мере отвечает интересам современной молодежи, что приводит к формальному отношению к предмету. В этой связи поиск и внедрение новых, более эффективных методик, таких как различные форматы силовых тренировок, представляется крайне актуальной задачей для повышения как объективных показателей здоровья, так и субъективной заинтересованности учащихся. Силовые тренировки являются высокоэффективным средством для решения этих задач, однако их потенциал в рамках обязательных учебных занятий в вузе раскрыт недостаточно. Хотя применение отдельных разнообразных силовых тренировок доказало свою эффективность для интеграции в учебный процесс по физическому воспитанию в университете. Различные варианты силовой нагрузки позволят не только объективно повысить уровень физической подготовленности студентов, но и сформировать у них устойчивый интерес к силовым видам фитнеса, что является основой для здорового образа жизни в будущем.

Гуманитарный военный журнал. 2025;1(3):187-192
pages 187-192 views

Методологические основы формирования физкультурно-оздоровительных компетенций у военнослужащих с ограниченными возможностями здоровья к самореабилитации

Образцов М.С.

Аннотация

Увеличение числа военнослужащих с ограниченными возможностями здоровья обостряет разрыв между традиционными нормами физической подготовки и реальными реабилитационными потребностями. Известно, что физическая активность улучшает функциональное состояние и психоэмоциональное благополучие, однако в военной среде недостаточно систематизированы подходы к формированию именно физкультурно-оздоровительных компетенций и готовности к самореабилитации. Настоящий обзор обобщает и критически интерпретирует современный массив отечественных и зарубежных публикаций, предлагая компетентностную модель адаптивной физической культуры для военнослужащих с ограниченными возможностями здоровья. Уточняется состав ключевых компонентов (мотивационно-ценностный, когнитивный, практико-деятельностный и личностно-рефлексивный) и их критерии, обосновывается поэтапная организация подготовки (восстановительный, специально-тренировочный, прикладной этапы) с индивидуализацией нагрузки. Показано, что программы адаптивной физической культуры, включающие доступные для разных нозологий средства (в т. ч. плавание, упражнения на координацию, подготовку на тренажерах), способствуют развитию выносливости, силы и координации, снижению тревожности, укреплению внутренней мотивации и формированию навыков самоконтроля. Обозначены условия эффективности: междисциплинарное сопровождение (специалист по физической подготовке, врач, психолог), мониторинг функционального состояния, включение занятий в распорядок службы и методическая поддержка подразделений. Новизна обзора состоит в интеграции компетентностной модели с алгоритмом внедрения в войсковую практику и набором прикладных индикаторов оценки сформированности компетенций и готовности к самореабилитации.

Гуманитарный военный журнал. 2025;1(3):193-198
pages 193-198 views

Технологические этапы развития научного письма и их влияние на исследовательский процесс

Хуббиев Ш.З., Образцов М.С., Кессель В.Б.

Аннотация

Развитие технологий кардинально изменило процесс создания научных текстов — от эпохи рукописей до современных решений с использованием искусственного интеллекта. Авторы провели историко-методологический анализ эволюции научного письма и коммуникации; выделены ключевые этапы развития — печатный станок, пишущая машинка, персональные компьютеры, офисные и специализированные пакеты, Интернет, облачные сервисы, технологии распознавания текста (Optical Character Recognition, OCR), инструменты искусственного интеллекта и др. Проведено сравнение временных затрат на базовые операции ученого в разных эпохах (написание и редактирование текста, математический анализ, подготовка иллюстраций и схем, поиск и обработка источников, подготовка библиографии). Показано, что автоматизация радикально сокращает трудоемкость рутины, однако роль человека остается определяющей: постановка проблемы, формулирование гипотез, интерпретация данных и ответственное авторство не подлежат делегированию алгоритмам. Обсуждается феномен «информационного взрыва»: рост доступных массивов знаний повышает пропускную способность обработки, но сопряжен со снижением долговременного запоминания и рисками поверхностного чтения. Эмпирическим результатом стала консистентная временная шкала технологий и сравнительная таблица трудозатрат, демонстрирующие многократную интенсификацию исследовательского цикла. Делается вывод о вспомогательной, каталитической роли искусственного интеллекта при безусловном приоритете человеческого мышления.

Гуманитарный военный журнал. 2025;1(3):199-204
pages 199-204 views

Профессиональные заболевания в спорте: от алгоритма диагностики к профилактике

Исламов В.А., Дальский Д.Д., Науменко Э.В.

Аннотация

Новая эра в спорте характеризуется не только ростом рекордов, но и глубокой трансформацией, затрагивающей все его аспекты, — тотальным увеличением эндогенных и экзогенных факторов риска, повышающих предпосылки возникновения профессиональных травм. К таким предпосылкам, прежде всего, должны быть отнесены: возможности исходного уровня здоровья детей и подростков, влияющие на последующие спортивные достижения и сохраняющие свою значимость на всех этапах подготовки онтогенетического развития; оптимизация возрастных параметров в плане участия во взрослом спорте высших достижений лиц юниорского возраста; устойчивый рост числа лиц с микроаномалиями развития, фенотипическими признаками дисплазии соединительной ткани, а также пограничными психосоматическими состояниями и т. п.; тревожная тенденция к снижению возрастного ценза для начала специализированных занятий отдельными видами спорта; ранний этап спортивной специализации; нарастающее увеличение продолжительности соревновательного периода и количества соревнований с постоянной установкой на максимальную реализацию функциональных возможностей организма; динамическое «ужесточение» тренировочного процесса. В свете вышеописанного возрастает роль спортивной реабилитации, от алгоритма аналитической диагностики к профилактике, направленной на выявление адаптационных механизмов восстановления и вторичную профилактику травмирования, а также увеличение функциональных резервов организма, компенсацию нарушенных функций и возвращение к спортивной деятельности.

Гуманитарный военный журнал. 2025;1(3):205-214
pages 205-214 views

Фармакологические средства для коррекции работоспособности при систематических физических нагрузках

Большова Е.В., Шабанов П.Д.

Аннотация

Обоснованная фармакологическая поддержка спортсменов высокой квалификации остается важной нерешенной проблемой. Поэтому поиск современных подходов и средств, повышающих физическую работоспособность и функциональное состояние при систематических физических нагрузках, не теряет своей актуальности. Известно, что в результате активной спортивной деятельности происходят изменения функционального состояния организма, связанные с адаптацией к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, а следовательно, со степенью напряжения регуляторных механизмов. Поэтому возникает необходимость в разработке новых, более совершенных медико-биологических технологий для оптимизации спортивно-тренировочного процесса. Ученые выделяют пять различных классов средств, повышающих работоспособность: пищевые, физиологические, психологические, фармакологические, биомеханические. Для усиления работоспособности в спортивно-тренировочном процессе используются не только физиологические методы воздействия, но и фармакологические препараты. Вместе с тем следует отметить, что применение лекарственных средств может оказывать и нежелательные побочные эффекты, прежде всего, на центральную нервную систему, обменные процессы, сердце, печень, почки, кровь, гормональную систему человека. Обоснованная фармакологическая поддержка спортсменов высокой квалификации остается важной проблемой. В обзоре представлены современные сведения о средствах, применяющихся для коррекции адаптационно-приспособительных механизмов организма, восполнения затраченных энергетических ресурсов и восстановления работоспособности при систематических физических нагрузках.

Гуманитарный военный журнал. 2025;1(3):215-222
pages 215-222 views

Историческая статья

Александр Степанович Монахов (1914–1981) — библиотечный руководитель советского типа

Мамаева С.А.

Аннотация

В истории библиотеки Военно-медицинской академии есть период, незаслуженно обойденный вниманием историков, — эпоха так называемого «развитого социализма», расцвет которой пришелся на 1970-е гг. ХХ в. Однако, исходя из современных реалий, сопровождающихся поколенческим кризисом ценностных ориентиров и активным поиском традиционных нравственных и духовных ценностей, осмысление советского опыта может быть весьма полезным. Для адекватного понимания того исторического периода важно помнить, что библиотеки в СССР, в том числе библиотеки вузов, были одним из основных идеологических институтов. Критерием отбора библиотечных руководителей служила их активная общественная жизненная позиция. Один из ярких представителей послевоенного поколения библиотечных руководителей — Александр Степанович Монахов, вся жизнь которого связана с военной медициной и Военно-медицинской академией. Долгие годы он работал в учебном отделе академии, в том числе в должности заместителя начальника учебного отдела. Он стремился способствовать выработке наиболее оптимальных форм и методов организации и планирования учебного процесса, применения различных современных методов и средств обучения. Уйдя в отставку, на протяжении 11 лет с 1970 по 1981 г. руководил библиотекой. А.С. Монахов принадлежал к плеяде библиотечных руководителей, которых вполне уместно назвать «бойцами идеологического фронта». Монахов придавал библиотеке важное значение в равной мере и в деле подготовки специалиста, и в формировании его личности, его ценностей и идеалов, норм и императивов поведения, отношения к своей профессии и к пациентам. Статус библиотеки в академии при Монахове был высок. Она постоянно находилась в центре академической жизни. При библиотеке действовал коллегиальный совещательный орган — совет, включавший профессоров и руководителей большинства кафедр и клиник. Сотрудники библиотеки, осознавая возрастающую востребованность культурно-воспитательной, историко-патриотической, нравственно-просветительской деятельности, пытаются реанимировать идеологическую функцию библиотеки: через организацию книжных выставок, презентаций, кулуарных и клубных мероприятий. И в этом мы можем активно опираться на опыт советских поколений.

Гуманитарный военный журнал. 2025;1(3):223-230
pages 223-230 views