Том 1, № 2 (2025)

Обложка

Весь выпуск

Историческая статья

Анализ и сравнение подготовки медицинских кадров в Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова в годы Великой Отечественной войны и в современное время

Зубов А.Н., Янишевская Д.И., Дукуль А.В., Должиков В.В.

Аннотация

Cовременное поколение военных врачей сталкивается сегодня с новыми вызовами и задачами, решение которых кроется в преобразовании процессов подготовки специалистов для Вооруженных Сил Российской Федерации. В статье описаны основные проблемы, вставшие перед Военно-медицинской академией и всей системой медицинского образования СССР в целом в годы Великой Отечественной войны, а также меры, предпринятые руководством академии, позволившие не только сохранить деятельность учреждения на высоком уровне, но и способствовать совершенствованию квалификации выпускников при удовлетворении запросов фронта и тыловых служб страны. Исследовано влияние научных достижений академии в годы войны на изменение принципов подготовки медицинских кадров гражданских лиц с учетом специфики оказания помощи раненым на войне. Кроме того, рассмотрена роль кафедры физической подготовки в воспитании военнослужащих академии в военное время и сегодня. Дана качественная оценка важности физической подготовки в реабилитации и адаптации военнослужащих после ранений. Военно-исторический анализ педагогических подходов и концепций способен продемонстрировать сильные и слабые стороны образовательной программы прошлого и настоящего, что позволит разработать наиболее эффективные средства обучения и повышения уровня высшего образования.

Гуманитарный военный журнал. 2025;1(2):95-100
pages 95-100 views

Проблемные вопросы отечественного военно-медицинского образования. Исторический аспект

Жуков А.А., Крючков О.А.

Аннотация

В статье анализируется эволюция проблем, возникавших на пути становления и развития отечественного военно-медицинского образования. Появление данных проблем было связано со множеством причин, но среди таковых можно отметить наиболее важные. Прежде всего, это зависимость организации подготовки военных врачей от взглядов руководства страны на систему подготовки медицинских кадров в целом и на место и роль военной медицины в структуре армии и флота. В данном случае вне зависимости от социального строя имели место перекосы как в сторону излишней военизации учебного процесса в ущерб приобретению студентами (курсантами) специальных знаний, так и в сторону полного неприятия включения в учебную программу военно-медицинских дисциплин. Ряд проблем, таких как недофинансирование, протекционизм и др., носят перманентный характер и прослеживаются на протяжении более трех столетий. Не меньшую опасность представляют и непродуманные эксперименты в области педагогики. Поскольку история имеет циклический характер, знание проблем, появлявшихся в процессе развития подготовки военных врачей в прошлом, и способов их решения, которые находили наши предшественники, равно как и последствий таковых, может послужить неоценимым подспорьем при принятии новых решений в области развития отечественного военно-медицинского образования.

Гуманитарный военный журнал. 2025;1(2):101-108
pages 101-108 views

Военная педагогика и профессиональное образование

Актуальность применения беспилотных эвакуационных платформ в военно-медицинских подразделениях

Ашкинази С.М., Чурин В.А., Кузин П.А., Теплов П.В., Хакимов П.Р.

Аннотация

Обоснование. Стремительные изменения в характере современных военных конфликтов и развитие технологий оказывают значительное влияние на тактику ведения боя и медицинскую эвакуацию. В условиях высокотехнологичной войны, где преобладают автоматизированные и роботизированные средства, традиционные методы эвакуации раненых становятся все более рискованными и менее эффективными. Современные локальные конфликты продемонстрировали необходимость внедрения инновационных решений, таких как беспилотные эвакуационные платформы, которые способны значительно улучшить оперативность и безопасность медицинской эвакуации и позволяют не только ускорить процесс доставки раненых, но и уменьшить риск для жизни как медицинского персонала, так и самих раненых в условиях активного огневого воздействия противника. Войны каждого следующего поколения потребуют от военнослужащих нового уровня подготовки и применения передовых технологий, что делает актуальным изучение и внедрение беспилотных эвакуационных платформ в систему обучения и практики подразделений. Применение роботизированных средств в эвакуации раненых не только отвечает требованиям современного боя, но и способствует повышению общей живучести личного состава, что является критическим фактором в условиях войны. Таким образом, развитие и интеграция беспилотных эвакуационных платформ в систему подготовки подразделений актуальны не только для снижения потерь среди солдат, но и для повышения эффективности выполнения боевых задач в современных условиях.

Цель — обоснование подходов к обучению безопасным способам проведения эвакуации раненых на линии боевого соприкосновения.

Материалы и методы. В статье представлены данные литературного анализа и экспертного опроса военнослужащих.

Результаты. 100% респондентов подтвердили актуальность применения беспилотных эвакуационных платформ как эффективного средства эвакуации, позволяющего нивелировать воздействия угрожающих факторов.

Выводы. Актуальность применения беспилотных эвакуационных платформ в ходе решения задач медицинской эвакуации возрастает ввиду развития средств огневого поражения противника, в том числе с применением беспилотных летательных аппаратов, что подтверждается видеоматериалами боевых действий, размещенными в открытых интернет-источниках, и материалами опросов специалистов.

Гуманитарный военный журнал. 2025;1(2):109-114
pages 109-114 views

Внедрение элементов интерактивной среды обучения в технологию подготовки военно-медицинских специалистов

Жуков А.А., Борисов Д.Н., Абрамова И.А., Болгарев Д.В.

Аннотация

Обоснование. Использование имитационного моделирования деятельности этапов медицинской эвакуации дает возможность грамотно распределить ресурсы медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации и сформировать систему поддержки принятия решений должностных лиц органов управления медицинской службы, а также является актуальным направлением совершенствования подготовки специалистов медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Цель — разработать интерактивную технологию обучения организации оказания медицинской помощи на этапах медицинской эвакуации с использованием имитационного моделирования.

Материалы и методы. Применялись методы имитационного моделирования построения цифровых двойников этапов медицинской эвакуации, развернутых на едином эвакуационном направлении, а также проведения лечебно-эвакуационных мероприятий и маршрутизации пациентов по этапам медицинской эвакуации в среде дискретно-событийного моделирования AnyLogic.

Результаты. Создана имитационная модель маршрутизации пациентов по этапам медицинской эвакуации как средство анализа и визуального представления данных, полученных в процессе выполнения имитационной модели, для оптимизации принятия решения командирами и начальниками о маневре силами и средствами медицинской службы. Модель апробирована на экспериментальных выборках раненых и больных, формирующих различные по структуре и мощности потоки санитарных потерь.

Выводы. В условиях существенной интенсификации информационных потоков в органах военного управления, внедрения элементов автоматизации и систем принятия управленческих решений внедрение элементов интерактивной среды обучения на базе технологий имитационного моделирования в технологию подготовки военно-медицинских специалистов является важным элементом совершенствования учебного процесса и качества подготовки военно-медицинских специалистов.

Гуманитарный военный журнал. 2025;1(2):115-124
pages 115-124 views

Влияние занятий общесиловой направленности на уровень физической подготовленности ветеранов пауэрлифтинга 60–65 лет

Дворкин Л.С., Дворкина Н.И., Головко П.В.

Аннотация

Обоснование. Проблема спортивной подготовки людей старшего и пожилого возраста приобретает особую значимость в современной спортивной науке. Пауэрлифтинг становится популярным видом спорта среди ветеранов, однако методика тренировки данной возрастной категории спортсменов требует научного обоснования с учетом возрастных особенностей организма.

Цель — оценить влияние занятий общесиловой направленности на уровень физической подготовленности ветеранов пауэрлифтинга 60–65 лет.

Материалы и методы. В педагогическом эксперименте участвовали 20 ветеранов пауэрлифтинга мужского пола в возрасте 60–65 лет, имеющих квалификацию от I разряда до мастера спорта. Методом случайной выборки сформированы экспериментальная (n=10) и контрольная (n=10) группы. Обе группы тренировались трижды в неделю на протяжении 12 нед. подготовительного периода. Контрольная группа занималась по традиционной методике с преимущественным использованием базовых упражнений пауэрлифтинга. Экспериментальная группа тренировалась по разработанной методике с дополнительным включением комплекса общесиловых упражнений. Физическую подготовленность оценивали по пяти тестам: прыжок в длину с места, вис на перекладине, наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье, поднимание туловища из положения лежа на спине за 60 с, приседания за 60 с.

Результаты. Установлено достоверное улучшение показателей общей физической подготовленности в экспериментальной группе по всем пяти тестам: наклон вперед (+19,05%, p <0,001), вис на перекладине (+16,28%, p <0,01), приседания за 60 с (+12,09%, p <0,01), поднимание туловища за 60 с (+10,35%, p <0,01), прыжок в длину с места (+9,46%, p <0,05). В контрольной группе прирост показателей был статистически незначимым и составил от 1,87 до 7,47%. Средний показатель относительного прироста в экспериментальной группе составил 13,45%, в контрольной — 3,44%.

Заключение. Экспериментально обоснована эффективность методики общесиловой направленности для ветеранов пауэрлифтинга 60–65 лет. Полученные данные расширяют научно-методические представления об особенностях тренировочного процесса в силовых видах спорта для спортсменов старше 60 лет и создают основу для дальнейших исследований в данном направлении.

Гуманитарный военный журнал. 2025;1(2):125-130
pages 125-130 views

Характеристика принципов и формирования комплексной системы силовых показателей у курсантов пауэрлифтеров в соревновательный период

Исламов В.А., Дальский Д.Д., Сальников В.А.

Аннотация

Обоснование. Современные принципы формирования силовых показателей у курсантов пауэрлифтеров представляют собой комплексную систему тренировочных методик, направленных на максимизацию результатов в соревновательный период, а также актуальность показателей физиологических, психических и биомеханических аспектов силовой подготовки.

Цель — разработка комплекса специальных упражнений, направленного на формирование силовых показателей у курсантов пауэрлифтеров в соревновательный период.

Материалы и методы. Контингент участников эксперимента формируется из квалифицированных курсантов пауэрлифтеров мужского пола в возрасте 18–25 лет, имеющих спортивную квалификацию не ниже I разряда и стаж занятий пауэрлифтингом не менее 3 лет. Общее количество участников исследования составляет 16 человек, которых методом случайной выборки распределили на контрольную и экспериментальную группы по 8 человек. Группы уравнивали по исходным показателям силовой подготовленности, возрасту, спортивной квалификации и антропометрическим данным. Предварительное тестирование проводили для подтверждения однородности групп по ключевым параметрам исследования. Все участники прошли медицинское обследование и подписали информированное согласие на участие в исследовании. Проанализирована научная и научно-методическая литература, проведены тестирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, корреляционный анализ.

Результаты. Рациональное сочетание высокоинтенсивных тренировок с периодами контролируемого восстановления способствует значительному приросту силовых показателей без риска перетренированности. Данный подход основывается на принципах волнообразного распределения нагрузки и индивидуализации тренировочных программ с учетом физиологических особенностей курсантов атлетов.

Заключение. Полученные результаты являются основой для создания индивидуализированных тренировочных программ, учитывающих специфику соревновательного периода. Наше исследование выявило комплексные закономерности формирования силовых показателей. Впервые предложена интегративная модель подготовки, учитывающая взаимосвязь биомеханических, физиологических и психологических факторов спортивной результативности в условиях интенсификации тренировочного процесса перед соревнованиями.

Гуманитарный военный журнал. 2025;1(2):131-140
pages 131-140 views

Пути формирования надежности профессионально значимых навыков и умений в применении спецсредств у военнослужащих военной полиции

Коваленко А.М., Бобровик А.П., Лулаков Ф.В., Сидоров А.Ю.

Аннотация

В работе рассматриваются факторы, влияющие на возможности каждого военнослужащего военной полиции осуществлять безошибочную деятельность при выполнении служебно-профессиональных задач с высокой степенью автоматизации. Проведенный авторами анализ литературных источников по данной тематике, обобщение личного педагогического опыта выявили пути формирования надежности профессионально значимых навыков и умений в применении спецсредств военнослужащими военной полиции при взаимодействии, способствовали выработке практических рекомендаций. Цель работы — выделить ключевые профессионально значимые компетенции у военнослужащих военной полиции и выявить эффективную стратегию формирования сложнокоординационного движения взаимосвязи «простейших умений», формирующихся на основе «простых навыков», благодаря которым действия выполняются. Разработанная методика формирования сложных двигательных навыков представляет собой научно обоснованную систему, интегрирующую три ключевых компонента: системный анализ профессиональной деятельности, поэтапную интеграцию компонентов навыка и оптимизацию процесса формирования. По результатам работы подчеркивается значимость объединений таких приемов и действий в одно сложнокоординационное движение или ряд последовательных действий, что приводит к образованию сложного навыка, хотя и характеризующегося четкими и точными действиями, но и выполняемого при незначительном контроле сознания военнослужащего военной полиции. Дальнейшее развитие данного направления исследований позволит существенно повысить профессиональную готовность личного состава военной полиции к выполнению специальных задач в любых условиях обстановки.

Гуманитарный военный журнал. 2025;1(2):141-146
pages 141-146 views

Персонифицированный подход в комплексной оценке функционального состояния инвалидов специальной военной операции

Дальский Д.Д., Чалый Н.В., Кулакова А.О., Карапетьян С.Р.

Аннотация

Обоснование. Рост числа инвалидов, получивших травмы в ходе специальной военной операции, создает серьезные вызовы для системы здравоохранения и социальной поддержки. Современные реалии боевых действий характеризуются высокой степенью разнообразия и тяжести повреждений, что требует применения эффективных и комплексных методов оценки функционального состояния пострадавших. Внедрение комплексных подходов и индивидуальных реабилитационных программ, а также междисциплинарных методов к оценке функционального состояния инвалидов специальной военной операции позволит повысить качество медицинской помощи, оптимизировать распределение человеческих ресурсов и обеспечить более успешную интеграцию данной категории граждан в социальную и профессиональную среду.

Цель — обосновать комплексный подход к диагностике и анализу функционального состояния инвалидов специальной военной операции с фокусом на персонализированные особенности и предложить внедрение программ реабилитации пострадавших военнослужащих.

Материалы и методы. В нашем поисково-исследовательском опросе участвовало 25 человек, которые находятся на стационарном или амбулаторном лечении в Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова, мужского пола, в возрастной категории 25–57 лет. Выбор респондентов был произведен без какой-либо закономерности, случайной выборкой. Участники опроса самостоятельно проходили тестирование, в котором указывали, в каких боевых действиях они участвовали, вид полученного ранения, цели, которые они ставят перед реабилитационной программой, а также предпочтительный вид физической нагрузки.

Результаты. Наш опрос показал, что среди военнослужащих много тех, кто участвовал в специальной военной операции, из них многие получили минно-взрывные или осколочные ранения, что вызывает проблемы с подвижностью суставов и болевые ощущения. Таким военнослужащим необходима более эффективная программа реабилитации. Участники нашего предварительного исследования считают, что плавание как средство является оптимальной физической нагрузкой, так как оно не только снимает нагрузку с опорно-двигательного аппарата, но и улучшает состояние суставов, крово- и лимфообращения, способствует регенерации тканей, щадит мышцы и оказывает успокаивающее действие на организм в целом, а также избавляет ветерана-инвалида от посттравматического синдрома.

Заключение. В нашем исследовании были рассмотрены категории военнослужащих, получивших различного рода травмы. По результатам проведенного опроса, в основном ветераны боевых действий нуждаются в скорейшей и эффективной реабилитации. Как выявило наше педагогическое исследование, таким наиболее эффективным средством восстановления можно считать оздоровительное плавание, которое не только обладает полезными оздоровительными свойствами, но и способствует скорой и результативной помощи в реабилитационной программе, составленной индивидуально под каждого раненого.

Гуманитарный военный журнал. 2025;1(2):147-152
pages 147-152 views

Медицинская психология

Профессиональные компетенции в психиатрии: вызовы и возможности системы высшего образования

Савченко О.А., Горелов А.А., Носырев Е.А.

Аннотация

В условиях нарастающей потребности в квалифицированной психиатрической помощи, в том числе в связи с последствиями военных конфликтов, возрастает значимость системной подготовки врачей-психиатров. В статье представлено комплексное исследование структуры профессиональных компетенций, необходимых специалисту в области психиатрии, с акцентом на их классификацию и механизмы формирования в рамках высшего медицинского образования. Проанализированы ключевые компоненты профессиональной подготовки — от общемедицинских и специализированных знаний до коммуникативных, этических и саморегуляторных компетенций. Отдельное внимание уделено формированию профессионального мировоззрения как фундаменту клинической и этической зрелости будущего психиатра. Рассмотрены педагогические подходы, способствующие развитию устойчивых компетенций: проблемное и кейс-обучение, симуляционное моделирование, супервизия. Обозначены противоречия между требованиями к подготовке специалистов и существующими условиями образовательной среды (дефицит кадров, ограниченность практического обучения, недостаточное финансирование). Обоснована необходимость комплексных мер по модернизации подготовки специалистов, что позволит обеспечить устойчивое качество психиатрической помощи и кадровую безопасность системы здравоохранения. Дополнительно акцентируется важность развития у будущих специалистов способности к саморефлексии и регулярному пересмотру клинических подходов. Такие меры позволят своевременно реагировать на вызовы современной психиатрии и учитывать индивидуальные потребности пациентов в различных социально-экономических условиях.

Гуманитарный военный журнал. 2025;1(2):153-160
pages 153-160 views

Эффективность реабилитационных мероприятий в восстановлении здоровья военнослужащих в военных санаториях Министерства обороны Российской Федерации

Кобрянова И.В., Овчинников Д.В., Юсупов В.В., Старенченко Ю.Л., Цветков Д.С.

Аннотация

Обоснование. Неблагоприятные факторы профессиональной деятельности, воздействующие на военнослужащих, как правило, проявляются психическим переутомлением на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях. Профессиональная деятельность военнослужащих сопровождается истощением компенсаторных ресурсов организма и увеличивает риск развития психосоматических нарушений. Продолжительность выполнения поставленных задач перед личным составом (или подразделением) — особый фактор, который формирует усталость, снижает функциональную надежность и боеспособность военнослужащих. Последствия хронического утомления могут проявиться в виде функциональных нарушений со стороны всех органов и систем организма человека. С целью восстановления и поддержания физиологических резервов организма военнослужащих, а также коррекции их дезадаптивных расстройств в санаторно-курортных организациях Вооруженных сил Российской Федерации применяется комплекс мероприятий медико-психологической реабилитации.

Цель — проанализировать эффективность медико-психологической реабилитации в санаторно-курортных комплексах Министерства обороны Российской Федерации военнослужащих, находившихся в условиях длительного выполнения специальных боевых задач и прибывших на медико-психологическую реабилитацию продолжительностью 10 сут.

Материалы и методы. Изучены структура и динамика психического и психофизиологического состояний военнослужащих, вернувшихся после длительного морского похода и поступивших в санаторно-курортную организацию для прохождения медико-психологической реабилитации сроком 10 сут. Обследование включало оценку общесоматического и психологического статуса реабилитируемых военнослужащих, а также применялись стандартизированные психодиагностические методики, направленные на оценку функционального состояния и резервных возможностей основных систем организма военнослужащих. Были изучены учетно-отчетные медицинские документы, медицинские карты военнослужащих.

Заключение. Анализ результатов проведения мероприятий медико-психологической реабилитации у военнослужащих, реализованных в условиях военного санатория Министерства обороны Российской Федерации, свидетельствовал об улучшении их субъективного самочувствия, восстановлении резервных возможностей сердечно-сосудистой системы и функционального состояния организма в целом.

Гуманитарный военный журнал. 2025;1(2):161-168
pages 161-168 views